ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

2психологВсесторонний комплексный анализ жизнедеятельности российской семьи, взаимоотношений между супругами, воспитание детей и их психо-эмоциональное состояние, обо всем этом рассказала в своем докладе «Психологические проблемы современной семьи» психолог педагог ТОГАОУ СПО «Техникум отраслевых технологий» Марина Львовна Плескачевская. Доклад прозвучал в рамках второй секции Рождественских чтений «Князь Владимир цивилизационный выбор Руси».
За последние несколько лет активизировалось внимание к социальному институту – семье, и этот интерес оправдан: ведь семья является социальным образованием, способным реализовать сложную совокупность социальных функций, гармонизировать собственные интересы с интересами общества, государства, обеспечивая тем самым социальную стабильность.
Сегодня можно услышать различные, нередко диаметрально противоположные высказывания о семье, ее статусе, происходящих изменениях внутри семьи, представителей властных структур, бизнеса, различных партий и общественных движений, известных деятелей культуры и искусства.
Но наверное, очень важно в этом многоголосии оценок услышать голос самой российской семьи: восприятие ею происходящих в стране событий, основные проблемы жизнедеятельности, ее понимание целей и задач воспитания подрастающего поколения в новых социокультурных условиях и приоритетных путей преодоления возникающих трудностей.
Большую помощь здесь оказывают социологические исследования, опросы (исследование «Российская семья-2014», проведенное в системе профессионального образования (Техникум отраслевых технологий, Многопрофильный колледж) г. Тамбова, социально-психологическое исследование «Моя семья» 2012- 2014 гг.
(в сравнении с данными исследований «Московская семья — 2006», проведенного Государственным НИИ семьи и воспитания при поддержке Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы)
В исследовании приняли участие родители и дети из 150 семей: 71,5% полных и 28,5% неполных семей . В число опрошенных вошли как семьи, состоящие только из родителей с детьми (нуклеарные), так и сложные, многопоколенные, в которых помимо родителей проживают бабушки, дедушки, другие родственники. В 2 неполных семьях единственным родителем, воспитывающим ребенка (детей), является отец.
Проведенное исследование позволило, в частности, узнать мнение россиян о современной семье и удовлетворенности браком; выявить основные трудности в воспитании детей; определить потребность в различных мерах социальной и социально-психологической поддержки.
Сравнительный анализ результатов за период с2012 по 2014 годы дал возможность выявить динамику взглядов тамбовчан на современную семью, различные аспекты ее жизнедеятельности.
Спектр мнений тамбовчан о семье, и особенности ее функционирования в начале 21 века дает основание для вывода о том, что в общественном сознании наших сограждан происходит определенная трансформация модели семьи. Более лояльным становится отношение к различным типам брачного поведения.
За обязательную регистрацию брака выступает 67, 8% (34,7% москвичей) из полных семей и 62,4 % (21,5% москвичей) из неполных семей.
Подавляющее число опрошенных москвичей (и более 30% тамбовчан) считают возможным создание семей без официального оформления супружеских отношений, т.е. признают альтернативные формы брака (сожительство, гостевые браки, браки выходного дня и др.).
Отмечается одобрительное отношение к браку по расчету, особенно со стороны респонденток из неполных семей (12,5% москвичей и 12,2% тамбовчан). Мужья и жены из полных семей менее терпимы к бракам по расчету: только 5,4 % (6,6% москвичек) жен и 3,3% (4,9% москвичей) мужей признают прочность таких браков.
Брак по расчету считают предпочтительным прежде всего респондентки из неполных семей.
Определенную привлекательность в глазах москвичей сохраняет брачный контракт. Целесообразность его заключения признали четверть женщин и пятая часть мужчин из числа опрошенных.
При этом доля одобривших оформление брачного контракта возрастает у респондентов старшего возрастов: в группе 40-50 лет 28% опрошенных убеждены в его необходимости, а в группе 20-25 летних – только 21%. (Москва). Столь невысокий уровень популярности брачного контракта, согласно мнению юристов и социологов, объясняется свойственным россиянам романтическим отношениям к браку, убеждением, что он должен быть основан на любви.
Вместе с тем в ответах и москвичей и тамбовчан отмечается определенное стремление вернуться к традиционным моральным и семейным ценностям.
Снижается доля россиян, считающих, что развод – нормальное явление: за два года она сократилась с 17 до12,6% среди мужчин и с 19 до12% среди женщин.
Более того, увеличивается доля россиян, полагающих, что ради детей стоит сохранять семью даже с нелюбимым человеком. Одновременно снижается число россиян , согласных с тем, что для рождения ребенка необязательно вступать в брак.
В связи с возросшим в последние годы вниманием к демографическим проблемам в стране особый интерес вызывают ответы респондентов на вопросы, выявляющие репродуктивные установки россиян. Их анализ позволил установить наличие определенной противоречивости во взглядах : с одной стороны, снижается доля респондентов, согласных с мнением, что молодежи следует сначала пожить для себя, а потом уже рожать детей; уменьшилась доля лиц, считающих, что сейчас не время для рождения детей (с 6% в 2012 г. до 2,7% в 2014 г.)
Вместе с тем снижается процент респондентов, признающих, что семья без детей – это плохо (с 67% до 56% среди мужчин и с 74% до 69% среди женщин ), причем за бездетную семью в большей степени выступают молодые люди в возрасте до 30 лет.
Значительная часть респондентов согласна с утверждением, что семья требует большого труда и терпения по отношению друг к другу.
Интересно, что это мнение молодежь до 30 лет (около 50%) поддержала активнее, чем люди более старших возрастов (около 40%).
Почти все респонденты свидетельствуют, что для них имеет ценность семья, основанная прежде всего на любви, ответственности, взаимном уважении супругов;и при этом современная российская семья по сравнению с 2012 годом более нацелена на рождение детей и совместное их воспитание. Однако безусловную ценность семьи признают только около 1/3 женщин и ¼ мужчин.
Для определения характера внутрисемейных отношений большое значение имеет оценка психологической атмосферы в семье.
Анализ ответов респондентов свидетельствует, что в полных семьях удовлетворенность внутрисемейными отношениями значительно выше, чем в неполных: и мужья, и жены оценили психологическую атмосферу в семье в 8 баллов и более, при этом высшую оценку в 10 баллов дали сложившимся семейным отношениям почти 1/3 мужей и 1/4 жен из полных семей (более низкую оценку женщин можно объяснить тем, что они, видимо, более осторожны в оценках и склонны занижать их, чем занижать.)
В супружеских отношениях мужчины больше ценят взаимопонимание, помощь, поддержку, а женщины – отношения, основанные на любви и дружбе. Скорее всего это объясняется тем, что у женщин превалирует эмоциональное восприятие брака. На сложность взаимоотношений указали 14,2% женщин , страдают от невнимания и безразличия 4,1% жен и 0,9% мужей.
Отношение с родителями чаще всего базируется на взаимопонимании и поддержке. Такой ответ дали 46,5% участников опроса из неполных семей, 63% мужей и жен из полных, и 16% респондентов указали на сложные отношения с родителями.
Сохраняется тенденция поддержки старшим поколением взрослых детей.
Роль старшего поколения в семейной жизни заключается главным образом в присмотре и уходе за детьми, ведении домашнего хозяйства, материальной поддержке детей.
Следует отметить снижение числа семей, которые не могут обойтись без помощи родителей: 34% в 2012 году и 31,2% в 2014 году.
ОДНОВРЕМЕННО УМЕНЬШИЛАСЬ И ДОЛЯ СЕМЕЙ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ: 8% В 2012 ГОДУ И 6,7% В 2014 ГОДУ.
Отношения с детьми в полных семьях, согласно ответам респондентов, строится главным образом на основе любви и дружбы:
59% ;
В неполных семьях так же ответили только27% женщин.
Основу детско-родительских отношений в таких семьях по ответам 38,9% респондентов составляют взаимопомощь и поддержка.
Вместе с тем одинокие матери чаще сталкиваются с непониманием и конфликтностью и грубостью в отношениях с детьми.
Настораживает, что 22% респонденток из неполных семей, а также 15% мужей и 6% жен из полных семей не пожелали ответить на этот вопрос.
Данный факт может свидетельствовать о наличии серьезных проблем в отношениях с детьми.
В целом же конфликтные отношения с детьми как наиболее важную проблему, с которой приходится сталкиваться родителям, отметили 27% родителей.
Больше всего сегодня волнует семьи тамбовчан проблемы, связанные с воспитанием и развитием детей. Прежде всего это трудности в приобщении детей к спорту, музыке, живописи и другим развивающим видам деятельности.
Неполные семьи очень беспокоит постоянная нехватка денег (68%). Для них третьей по значимости проблемой является организация отдыха детей (47%).
Полные семьи к числу наиболее актуальных проблем относят плохие жилищные условия и также нехватку материальных средств.
И те, и другте семьи волнуют сложности в организации быта, плохое медицинское обслуживание, неблагоприятные экологические условия. Слайд:Проблемы духовно-нравственного характера беспокоят 34,7% семей.
Настораживает, что менее значимым становится вопрос, касающийся употребления наркотиков и пьянства в семье.
Слайд:Так пьянство супруга, как актуальную проблему отметили лишь11% опрошенных.
Принимая во внимание, что по данным Росстата, потребление алкоголя в России растет и в настоящее время почти вдвое превосходит социально опасную черту, можно предположить, что уровень тревожности по поводу пьянства снизился вследствие равнодушия и терпимого отношения общества к этому явлению, либо нежелание респондентов обнажать нелицеприятные стороны семейной жизни.
Семья, являясь одной из первых исторических общностей, на протяжении веков остается главным передатчиком от поколения к поколению социокультурного опыта. С воспитания в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и нравственных ценностей, национальных и религиозных традиций. Не случайно воспитательная функция семьи признается учеными и обществом одной из важнейших. Динамические изменения российской действительности в последние десятилетия оказали существенное (но далеко не всегда позитивное) влияние на семью как социальный институт и ее воспитательный потенциал.
Воспитательный потенциал семьи можно рассматривать как комплекс условий и средств, определяющих возможности реализации семьей ее воспитательной функции. Он объединяет материальные и бытовые условия жизнедеятельности, численность и структуру семьи, степень развития семейного коллектива, характер внутрисемейных отношений, жизненный опыт, образовательный уровень, ценностные ориентации, профессиональные качества родителей и т.д.
Безусловно, нелегко выявить параметры, позволяющие объективно оценить воспитательный потенциал той или иной семьи ввиду сложности и многогранности самого феномена. В определенной степени показателями воспитательного потенциала могут служить: приемы и методы воспитания в семье; наличие проблем в воспитании детей и способы их решения, условия воспитания; понимание и оценка родителями сущности воспитательного процесса, ориентиры в области воспитания и образования.
Именно этот круг вопросов и брался во внимание при проведении исследования.
Успешность воспитания во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют детям и как организован семейный досуг.
Только 26% респондентов считают, что того времени, которое они уделяют на воспитание детей вполне достаточно. Это максимальный показатель, полученный в группе матерей из полных семей.
В неполных семьях лишь 17% респонденток придерживаются такого же мнения.
Среди отцов этот показатель самый низкий – всего 15%.
Еще 69% отцов отметили, что уделяют воспитанию детей времени меньше, чем хотелось бы.
При этом чем больше трудностей вызывает у них процесс воспитания детей, тем менее активна их позиция.
Приведенные данные подтверждают выявленную учеными, исследующими проблемы семейного воспитания тенденцию к самоустранению отцов от воспитания детей.
Особый интерес представляют взгляды родителей на содержание воспитания. Исследование показало, что родители всех возрастов практически независимо от их образования признают необходимость воспитания в детях ответственности и трудолюбия.
Именно эти качества являются в глазах родителей абсолютной ценностью.
Третье место отдается высоким моральным качествам, при этом приоритетным является воспитание порядочности.
Значительная доля респондентов полагает, что необходимо обучать детей умению строить взаимоотношения с другими людьми. (30%)
Приблизительно четверть ответивших указали на необходимость воспитания в детях ответственного отношения к учебе, а также на важность передачи детям от родителей знаний, умений и навыков, которыми обладают сами.
4о% респондентов считают, что воспитание заключается прежде всего в том, чтобы уберечь ребенка от различных неприятностей.
Свои воспитательные возможности родители,принимавшие участие в опросе оценивают в среднем на 3-4 балла. (по 5-ти бальной шкале).
Наиболее распространенными методами воспитания являются любовь, ласка, доброта (67% родителей);
Привлечение к домашнему труду (53%);
Воспитаниа самостоятельности и ответственности (52%).
Часто родители воспитывают своих детей на личном примере (42%);
Чуть реже они взывают к их совести и честолюбию (31%);
Иногда прибегают к денежному поощрению (21%);
Насилие как метод воздействия применяется крайне редко
Сложности в семейном воспитании испытывают все большее количество родителей (67% одиноких матерей; 42% полных семей).
Весьма интересны ответы родителей на вопрос о проблемах, встречающихся им при воспитании детей. Наиболее распространенной проблемой, по их мнению, является чрезмерное увлечение детей компьютером, телевизором (почти 55% респондентов констатируют ее серьезность).
Значительная часть родителей отмечает отсутствие возможности контролировать полведение детей (29%).
Серьезной и часто возникающей проблемой родители считают нехватку педагогических способностей.
Весьма актуальным, по мнению родителей является детский «вещизм». С ситуацией, когда дети требуют покупки вещей, которую родители сделать не в состоянии, сталкиваются 14% родителей.
Беспокоит родителей и нежелание детей помогать в домашних делах (45%).
Некоторые родители обеспокоены отсутствием у детей настоящих друзей.
Доля родителей обозначивших проблему в недостаточном взаимопонимании с детьми и различии во вкусах и взглядах на жизнь невелика (12%), что может свидетельствовать об отсутствии серьезной психологической дистанции между поколениями.
В число менее значимых проблем, беспокоящих родителей, вошли низкая успеваемость в техникуме, наличие плохой компании.
Следует особо подчеркнуть, что значительное число родителей (27%), отвечая на вопрос о проблемах в воспитании детей, не смогли их обозначить. Это тревожный факт свидетельствует о том, что далеко не все родители задумываются над проблемами воспитания и осознают их.
Естественно, проведенное исследование не ставило целью осуществить всесторонний комплексный анализ жизнедеятельности российской семьи. Однако оно помогло составить своеобразный портрет современной тамбовской семьи, взглянуть на проблемы ее жизнедеятельности и присущие ей особенности.
Вместе с тем были выявлены трудности и проблемы, с которыми семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности. Их острота и комплексный характер дают основание для вывода о том, что российская семья нуждается сегодня в различных видах поддержки, в том числе и социально-педагогической.
Лишь на основе активизации внутреннего потенциала семьи можно получить желаемый результат, способствующий эффективному функционированию семьи в современном обществе.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к 5-ти годам он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительно, так и отрицательно направленного фактора воспитания, так как никакой другой социальный институт не может потенциально как благоприятно влиять на формирование личности, так и нанести ей невосполнимый ущерб. Семья выступает как особого рода общность, играющая в воспитании ребенка ключевую и длительную роль.
У постоянно обеспокоенных матерей, достаточно часто растут тревожные дети; амбициозные родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; вспыльчивый отец, выходящий из себя по любому поводу, часто, сам того не понимая, закладывает в сознание ребенка тот же стереотип поведения.
В связи с неповторимой воспитательной ролью семьи возникает задача: усилить положительное и свести к минимуму возможное отрицательное влияние на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно словесно передаваемый опыт подкреплять конкретными примерами, чтобы ребенок видел – у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании человека – достижение духовного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не надо полагаться на то, что процесс воспитания будет осуществляться сам по себе. Для успеха необходимо прикладывать определенные усилия и постоянно заниматься самовоспитанием.
Воспитательная роль семьи основывается на природных стремлениях и действиях человека. В естественных условиях семейной жизни удовлетворяются насущные потребности человека. Общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценные возможности в воспитании подрастающего поколения.
Условием действенности семейного воспитания является целостность и единство семьи как группы. В семье, где присутствует родительский авторитет, взаимопонимание, постоянство, единство требований, уважение к институту семьи в целом, стремление без ссор и конфликтов решать возникающие проблемы, воспитание детей будет успешным.
Однако сегодня, к сожалению, в обществе можно наблюдать то, как семейные ценности не только подвергаются сомнению, но и теряют свою значимость, что отражается в первую очередь на процессе формирования личности ребенка.
Осложненное поведение детей и подростков сейчас является серьезной проблемой семьи, учебных заведений, общества в целом.
Как объяснить родителям, что их личные проблемы должны отходить на второй план, если ребенок чувствует себя несчастным?
Как убедить родителей и педагогов, что соблюдение психогигиены воспитания в семье и школе – важнейшее условие успешности их деятельности?
Возможности родителей, связанные с созданием в семье благоприятных условий для всестороннего развития ребенка, безусловно, зависят от развития и углубления их педагогических представлений. Но повышение уровня знаний о психо-физиологическом развитии и представлении о системе ценностей подростка еще не гарантируют семейного счастья. В отношениях родителей и детей особое место занимает эмоционально-чувственный контакт, близость. Развитие самосознания родителей – ведь только сознавая себя можно понимать и других.
По данным статистики, 17 тысяч детей раннего возраста становятся жертвами преступлений. При этом каждый второй из погибших детей убит родителями или лицами, их заменяющими. Дети, престарелые, женщины и инвалиды составляют более трети всех пострадавших на почве семейно — бытовых отношений.
Однако это только кажется, что «дверь» во внутрисемейные отношения закрыта; вопрос лишь в том, как подобрать «ключ».
Оказалось возможным представить, как общество получает ребенка с «убитой душой», который вырастая сам становится «душегубом».
Смешение любви и ненависти, желаемого и действительного, надежды и отчаяния, попытка оправдать ожидания и впустую потраченная энергия – это то, с чем приходят подростки на консультацию к психологу.
Среди них – дети из вполне благополучных на первый взгляд семей, а также дети, находящиеся на особом учете.
«Родители говорят, что меня не за что любить», «Иногда родители меня обманывают», «Я часто чувствую себя хуже других», «Бывает, меня незаслуженно наказывают», «Я часто чувствую, что меня все бросили и я никому не нужен», «Мне трудно учиться, потому что я бестолочь».
«РЕБЕНКУ ДЛЯ ПОЛНОГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ НЕОБХОДИМО РАСТИ В СЕМЕЙНОМ ОКРУЖЕНИИ, В АТМОСФЕРЕ СЧАСТЬЯ, ЛЮБВИ, ПОНИМАНИЯ»
Конвенция ООН о правах ребенка
-По официальным данным в детских домах, интернатах и домах малютки находится более 700 тысяч детей.
-ребенок учится создавать свою будущую семью, глядя на отношения родителей;
-дети узнают, как нужно заботиться о своих детях из заботы своих родителей
-Отсутствие совместных интересных дел, увлечений;
-внутренняя обособленность членов семьи друг от друга, закрытость, недоверие (кому из семьи ты доверяешь свои секреты, все ли о тебе знают твои родители);
-несформированность представлений о том какой хочется видеть в будущем свою семью.