«БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ, А СМИРЕННЫМ ДАЕТ БЛАГОДАТЬ»

o.pitirimБез смирения христианская духовная жизнь невозможна. Еще в Древнем Патерике повествуется, как один человек, мучимый бесом, ударил по щеке старца-отшельника. Старец подставил ему другую щеку, и демон, не вынеся действия смирения, тотчас вышел из беснующегося. О христианском смирении поговорим с клириком Христорождественского кафедрального собора г. Уварово иеромонахом Питиримом (Суховым).
— Батюшка, когда мы говорим о христианском смирении, что под этим понимается?
— Смирение — одно из свойств Бога. Господь по своей природе всецело смирен, дьявол же — горд: когда он возгордился, то и был отвержен Богом. Поэтому главное оружие в борьбе дьявола за души людей — их гордость, соответственно, наше основное оружие в этой борьбе — это смирение, и чем больше человек смиряется, тем ближе он к Богу. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6).
Без смирения спасение невозможно. Без него невозможно приблизиться к Господу. Если говорить о том, как понимается смирение, то здесь может быть много разночтений, потому что это такая вещь, которую можно понять только в опыте духовной жизни. Ведь часто людям кажется, что если они начнут смиряться, то о них начнут «вытирать ноги», их начнут всячески унижать. Надо понимать, когда речь идет об отношениях с людьми, смирение должно проявляться в том случае, если кто-то имеет что-то против нас лично и становится нам врагом. Тогда, по заповеди Божией, мы должны попытаться простить своего врага, ни в коем случае не мстить, не держать на него зла, а в идеале — постараться возлюбить его. Так мы проявим смирение.
Святитель Филарет, митрополит Московский, один из величайших богословов, писателей, церковных деятелей XIX века, говорил: «Люби врагов своих, но сокрушай врагов Отечества». У многих это не вяжется с заповедью «любите врагов ваших». Но это уже не наши личные враги, а враги нашего Отечества, веры, Церкви. Здесь смирение неуместно, и мы призваны встать на защиту того, что дорого и свято. Можно привести в пример множество святых. Например, патриарх Московский и Всея Руси Гермоген (17 век). Поляки заточили его в Кремле и пытались добиться того, чтобы он перестал поддерживать народное ополчение. Однако патриарх, будучи человеком смиренным, прощающим всех своих личных врагов, до последнего боролся и поддерживал ополчение, зная, что если он отступит, то будет потеряна и Церковь, и Отечество. Уже из заточения патриарх Гермоген обратился с последним воззванием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Не дождавшись освобождения Москвы, он умер от голода.
— А бывают такие ситуации, касающиеся лично человека, когда смирение неуместно?
— Таких ситуаций не бывает. Смирение не только уместно, но для христианина оно необходимо. Опять же для примера обратимся к житию святого благоверного князя Александра Невского. Когда он был князем в Новгороде, вольные новгородцы изгоняли его 3 или 4 раза. Он смиренно вместе со своей семьей уходил из города. А когда новгородцы понимали, какого князя они лишились и отправляли за ним гонцов, князь прощал своих обидчиков и возвращался в город, при этом ни разу никого не попрекнув. Но когда речь шла о защите Руси от порабощения иноверцами, князь Александр беспощадно истреблял врагов Родины.
Поэтому повторюсь: если мы говорим о личном — таких ситуаций нет, когда смирение неуместно. А если говорим о защите веры и Отечества — то здесь смирение недопустимо.
— Отец Питирим, благодарим Вас за душеполезные ответы.