ПРОПОВЕДЬ ЕПИСКОПА УВАРОВСКОГО И КИРСАНОВСКОГО ИГНАТИЯ в Неделю о блудном сыне в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского, р.п. Мучкапский

DSC00237

Возлюбленные о Господе, дорогие братья и сестры!

Сегодня Православная Церковь отмечает день воскресный, именуемый Неделей о блудном сыне.

Евангельская притча, которую мы с вами слушали за Литургией, учит нас тому, как приносить Богу покаяние; помогает нам понять, что Господь, как Небесный наш Отец, милосерд и человеколюбив, и каждый согрешающий человек может найти у Него прощение, утешение и укрепление.

Давайте с вами вернемся к содержанию этой притчи. У некоторого человека было два сына. Со временем младший сын решил покинуть родительский дом, попросив у отца положенную ему часть имения. Он ушел в дальнюю страну и расточил все свое имение, живя распутно. В это время в той стране начался голод, и блудный сын стал испытывать крайнюю нужду. Тогда он нанялся пасти свиней (самое унизительное для иудея занятие), пристав к одному из местных жителей-свиноводов. «И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи» (Лк. 15,16), но и этой скудной пищи ему не удавалось приобрести по причине сильного голода в той стране. Так бедственно было положение его. Придя же в себя, осознав все произошедшее с ним, он подумал: сколько работников у отца моего и все они находятся в тепле, сытости, а я один здесь «гладом гиблю» (Лк. 15,17). И он решил возвратиться к своему отцу и сказать: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15,18-19).

 Отец, увидев вдалеке свое чадо, не стал дожидаться, пока блудный сын придет к нему сам. Он сам выбежал к нему навстречу, обнял его и принял в свой дом.

Духовный смысл евангельской притчи заключается в следующем. Блудный сын олицетворяет всех нас – людей грешных, у которых есть Отец Небесный — наш Господь. Как блудный сын получил свое имение от отца, так и мы с вами имеем определенные дары от Бога: это наш ум, наше сердце, которое может чувствовать, переживать. Кроме того, на каждом христианине действует благодать Духа Святаго, которую мы получаем при Крещении. Однако когда мы удаляемся от Бога, живя распутно, мы помрачаем свой ум, теряем правильные чувствования, от нас отходит благодать Божия. Греша, мы опустошаем свою душу, испытываем духовный голод, мы начинаем ощущать острую нужду. Душа в этот момент окутана мраком, унынием и, зачастую, отчаянием. Но когда человек осознает, что он потерял, какие истрачены душевные силы, когда он понимает, что он лишился самого дорогого — благодати Божией, которая его утешает, укрепляет  и просвещает, такой человек начинает приходить в себя. Он помышляет: может быть, Отец примет меня? Со страхом и надеждой он возвращается в свой дом, то есть в Церковь. Здесь, в Отчем доме, мы получаем все необходимые дары: в Таинстве Причащения, Покаяния. Даже за самим богослужением, внимая словам молитвы, человек очищает свою душу, ее осеняет благодать Божия, и в сердце воцаряется мир, покой, радость и любовь к Богу и ближнему.

Когда осознавший свою греховность человек твердо решает возвратиться  в Церковь, стать настоящим христианином, то Господь, ведая его намерение, принимает его.

Мы с вами должны помнить, что нет такого греха, который не был бы прощен Богом, который смог бы победить беспредельное милосердие и неизреченное человеколюбие Божие. Исключением является, когда человек доходит до отчаяния и кончает жизнь самоубийством. Прискорбно, что в современном мире подобного рода греха очень много. Отчаявшийся человек, теряя смысл жизни, который заключается, по его мнению, только в земном благополучии, может не выстоять под натиском скорбей и дойти до такого страшного греха.

Давайте вспомним, какие перемены мы с вами пережили за последние 20 лет, какие скорби пришлось претерпеть: кто-то выдержал, а кто-то нет. Тот человек, который полагал  смысл своей жизни не в земном бытии, а в духовном благе, в духовных ценностях, тот, конечно, смог перенести все выпавшее на его долю, смириться и найти свое спасение. Однако некоторые дошли до крайней точки – до самоубийства.  Человека, который накладывает на себя руки, не отпевают, Церковь не молится за него, потому что безнадежна участь погибшей души, она уже не наследует Царства Небесного.

Отец наш Небесный милосерд, и что бы не случилось, какая бы скорбь не постигла нас, мы не должны унывать и отчаиваться. С Божьей помощью всегда можно найти выход из самой безнадежной ситуации. Сколько было исторических моментов на Руси, когда, казалось бы, все уже пропало — нет государства, нет народа, но Русь вновь поднималась и шла вперед.

Притчу о блудном сыне можно отождествить  с нашим народом, который отошел от Бога, жил вдали от Него семьдесят лет. Последние времена, эти трудные повороты судьбы, явились для нас, для нашей веры, очень серьезным испытанием. Но, несмотря ни на что, Господь ждал и ждет нас. И если мы придем в Дом Отца своего Небесного — в Церковь Божию, мы снова сможем стать единым православным народом. По возвращении к Богу мы сможем восстановить свое растраченное имение. В нашем понимании это и земные блага: промышленность, сельское хозяйство и прочее. Но наряду с земными благами, мы обязательно получим от Бога первоочередное, что нам нужно — духовные дары: благодать Божию, которая всегда хранила каждого христианина и весь наш народ, укрепляла и наставляла на путь истинный. И дай нам Бог вернуться в Дом Отца своего — в Церковь Божию, и стать настоящими православными христианами. Аминь.

Exit mobile version