В последнюю субботу перед Великим постом Церковь призывает православных христиан почтить память всех преподобных, мужей и жен, просиявших в посте и молитве. Как напутствие перед прохождением подвига поста Мать-Церковь предлагает нам образ, пример того, как правильно проводить время Святой Четыредесятницы и вообще нашей христианской жизни. Первым и главным примером для нас является Господь наш Иисус Христос. Через Святое Евангелие Он оставил нам образ поведения для каждого христианина. Другим примером для подражания служат для нас преподобные отцы, память которых мы с вами сегодня чтим.
Православной Церковью чтится память множества людей, достигших святости. Среди них преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, преподобная Марфа Тамбовская. Все они посвятили свою жизнь Богу: усиленно молились, соблюдали посты и боролись со своей падшей греховной природой, присущей всем нам. По их примеру и всем нам необходимо восставать против своих греховных наклонностей и страстей. Господь говорит: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф.17, 21), то есть бесовский род, который соблазняет и искушает нас, изгоняется только молитвой и постом. Сам Спаситель повелевает нам поститься и молиться, быть членом Церкви, тогда и силы бесовские будут далеко от нас. Наша больная страстями душа только в этом случае начнет исцеляться. Потому что пост и молитва — это великое оружие против духов злобы поднебесных.
Дорогие братья и сестры, не забывайте о том, что когда человек стремится к добродетели, то душа его приближается к Богу. А если он не радеет о совершении добрых дел, не соблюдает заповеди Христовы, непрестанно грешит, попуская страстям свободно действовать в своей природе, то душа такого человека невидимо приближается к страшному демоническому миру.
Сегодня, совершая память преподобных отцов, Церковь призывает нас не пренебрегать таким великим духовным оружием, как пост и молитва, а учит нас по мере сил пользоваться этими душеполезнейшими средствами. Конечно, большинство из нас не смогут хранить наступающий пост, как должно. Мы сейчас не способны к этому. Однако по мере сил мы должны стремиться обуздывать себя. Что касается еды, то постом не положено есть пищи животного происхождения (мясо, молочные продукты, яйца). Рыбу можно вкушать только два раза: на праздник Благовещения и на праздник Входа Господня в Иерусалим. В остальное время, а это более сорока дней, мы будем употреблять пищу растительного происхождения. При этом будем помнить, что не человек для поста, а пост для человека. Не нужно себя чрезмерно утруждать постом, не оставляя сил для трудов и молитвы. Наоборот, пост надо соблюдать так, чтобы утром можно было легко встать, привести себя в порядок, перекусить и, свободно, с чистыми мыслями, с легкостью тела идти на свое служение, которое у каждого из нас есть.
Постясь телесно, будем поститься и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смирением и терпением. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к Богу и ближним.
Каждый, кто соблюдает время поста, на опыте знает, что встреча великого праздника Воскресения Христова бывает для него очень радостна и светла. Воздержанная в пище, в развлечениях, в греховных поползновениях, душа встречает Пасху ликующе. Такая душа соприкасается с небесной, райской радостью. И когда человек понимает, каким утешением, какой благодатью и духовной радостью его может наделить Господь, то все земные утехи, соблазны становятся для него неким сором, которым человек начинает пренебрегать.
Всем вам я сердечно желаю блюсти святое время Великого поста. А примером для нас пусть будут наши преподобные, о жизни которых всем нам необходимо знать. Да будут они предстателями и молитвенниками за нас, наше земное бытие и за наше спасение в вечности. Храни вас Господь! Аминь.