Из жития преподобной нам известно, что она была великой грешницей. Более 17 лет Мария Египетская пребывала в скверных блудных грехах, через совершение которых губила многие души.
Однажды в Иерусалиме, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста, она, по примеру большинства людей, намеревалась войти в храм Божий. Однако, как она ни пыталась это сделать, войти в церковь не могла. Она заметила, что все толпившиеся у дверей храма люди (справа и слева от нее) беспрепятственно входят в дом Божий, и только ей не удается этого сделать — неведомая сила останавливает ее и не допускает поклониться великой христианской святыне.
В этот момент женщина почувствовала, что именно грехи не пускают ее переступить порог храма Божия. В покаянном рыдании она обратила свой взор на икону Пресвятой Богородицы и, взывая к Ней в молитве, женщина предала себя покрову Божией Матери, дав обет соблюдения телесной чистоты и отречения от мира. Еще не окончив своей молитвы, она услышала голос, как бы говорящий издалека: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой».
Жизнь современных людей очень походит на житие Марии Египетской до становления на путь подвига. Мы грешим, потом просим у Бога прощения, приходим на исповедь, однако после этого снова продолжаем свою привычную греховную жизнь. Пример жития преподобной не таков. У нее было настолько сильное покаяние, что она решила полностью изменить свою жизнь, оставив мир. Она ушла в безводную, дикую пустыню, за Иордан, имея при себе лишь несколько кусочков хлеба. В пустыне она жила совсем одна, находясь в непрестанной борьбе со своими страстями, которые за много лет укоренились в ее природе. Первые семнадцать лет ее грехи и пороки, конечно, давали о себе знать. Она всячески боролась с ними, пыталась не давать возобладать греховным мыслям и образам над своим сознанием. Спустя эти долгие годы она, наконец, почувствовала облегчение. Но, несмотря на это, Мария Египетская не вернулась в человеческое общество, а прожила в пустыне 47 лет.
Однажды, как повествует ее житие, она впервые увидела человека — монаха по имени Зосима, который Великим постом, как было заведено иноческим обычаем, покинул монастырь и ушел в пустыню для уединения и общения с Богом. Это было промыслительно, дабы преподобная Мария смогла причаститься Святых Христовых Таин перед отходом в вечность, и, чтобы пример ее жития через монаха Зосиму — единственного человека, видевшего святую и беседовавшего с ней, стал известен всему христианскому миру.
При встрече с преподобной монах узнал, что такое сверхъестественное житие. Ведь Мария Египетская жила в пустыне как ангел, не имея пищи и одежды, заботясь только о душе. Когда она молилась, ее тело на локоть приподнималось от земли. А при переходе через реку Иордан она шла по воде, как по суше.
Мария Египетская сподобилась благодати Святого Духа и эта благодать изменила ее, так что преподобная уже не подчинялась законам земных стихий, которым мы с вами повинуемся. Нам холодно — нужно одеться потеплее, у святой же не было одежды совсем. Чем она питалась — тоже неизвестно, а мы с вами не можем и одного-двух дней прожить без пищи. Как преподобная ходила по водам – нам остается только удивляться.
Пример ее жития дан нам для того, чтобы мы, грешные, не отчаивались и не унывали, что многое у нас не получается в борьбе с нашими страстями. Мы, конечно, не можем жить настолько свято и творить такие чудеса, но начать с самого малого в наших силах. Например, мы можем наладить отношения в наших семьях, помириться друг с другом, простить обиды, начать жить единодушно, единомысленно. Это ведь мы с вами можем сделать? Конечно. И другие большие дела с Божьей помощью мы сможем осуществить.
Каждый человек поражен грехом. Сегодня людей особенно отягощают пьянство, блуд, уныние и отчаяние, многие накладывают на себя руки – все это имеет место быть в современном мире. Однако мы с вами можем расстаться с этими грехами, призвав на помощь Бога и Пресвятую Богородицу, как это сделала преподобная Мария Египетская. Для этого нам необходимо иметь только твердую решимость. Если мы решимся оставить грех, то вся наша жизнь изменится. Мы будем жить с Богом, в любви друг с другом, и в нас будет действовать благодать Божия. Жить и не грешить, конечно, сложно, но главное, что необходимо сделать каждому из нас в первую очередь – это побороть страшные смертные грехи. Оставив тьму, мы обретем мир в наших душах, в наших семьях и в нашем обществе.
Покаянное время Великого поста особенно помогает душе обнаружить грех. Когда мы отягчены винопитием или объедением, нам трудно увидеть состояние своей души. Но когда человек воздерживается, то его плоть утончается, это действует на душу, она становится более духодвижной и начинает видеть то, чего раньше не замечала. Ей открывается внутренний мир и мир, который ее окружает. Она смотрит на все уже другими глазами. Потому нам так необходимо хранить пост.
Для того чтобы пребыть в душеспасительном посте до конца — до праздника Святой Пасхи, Православная Церковь являет нам для назидания хороший пример: подвиг преподобной Марии Египетской. Дай Бог, чтобы ее житие стало для нас жизненным ориентиром, и чтобы все святые помогали нам во все дни нашей жизни. Аминь.