Во все времена можно было услышать: «Если бы я увидел какое-то чудо или увидел Самого Бога, я бы уверовал». Так говорят и сегодня. Тогда фарисеи и весь народ иудейский видели такие чудеса, как воскрешение четверодневного Лазаря или как сегодня воспоминаемое чудо — исцеление слепорожденного, но так и не поверили.
А ведь дело здесь не в самом чуде, а в чистоте души, в смирении и в открытости нашего сердца для веры истинной в Господа нашего Иисуса Христа.
Фарисеи представляли в то время пример закоснелости в гордости, в сребролюбии, в человекоугодии, любили, чтобы народ их почитал. И когда явился какой-то новый Учитель, Который совершает чудеса и тем отнимает у них эту человеческую славу, они сразу начали враждовать на Него. Это свойственно гордыне, которая помрачает человека, его ум и делает его действительно слепым. Слепым внутренне — потому что кроме очей вещественных, чувственных, у человека есть еще внутреннее око. Это наш ум. И он может отличать добро от зла, но только тогда, когда он чист, когда он не заражен страстями, особенно гордостью. Фарисеи же оказались заражены гордостью и внутренне были помрачены, то есть слепы.
И сегодня люди видят чудо: Церковь, которую в течение 70 лет пытались уничтожить, дивным образом восстает. И, казалось бы, надо наполнять храмы, надо идти к Богу — ведь все открыто. Но как некогда фарисеи, видевшие Самого Господа, не только не поверили в Него, но и стали противиться, ожесточаться, так и сегодня люди, помраченные умом, не могут придти к Богу, а оттого их жизнь принимает формы, совершенно неестественные для человека, для отношений, например, между мужчиной и женщиной, что мы видим сейчас в Западной Европе.
Поэтому сегодняшнее Евангелие, повествующее о слепом, имеет самое прямое отношение к нам. Мы, конечно, имеем чувственные очи и можем отличить свет от тьмы. Но надо знать и помнить, что нам дороже не внешний свет, а внутренний. Этот внутренний свет мы должны увидеть нашим умом, то есть познать Бога, поверить в Него, понять Его волю, познать смысл жизни и всего мироздания, которое держится на великой премудрости Божией, на великом разуме Божием. А в этом нам мешает наша внутренняя слепота. Поэтому так необходимо вселить Господа верою в свои сердца и очищать свой ум, свое внутреннее око, от страстей.
И сегодняшнее евангельское повествование говорит о том, что Господь сделал все необходимое для нас и, кроме того, Он всегда готов прийти к нам, помочь нам, укрепить. Нам необходимо только бороться, прежде всего, с гордостью, стараться быть смиренными. Господь говорит: «на кого воззрю? Только на кроткого и смиренного и трепещущего словес Моих». Смиренному человеку очень многое открывается в жизни. И он наполняет свой внутренний дом душевный миром. Ведь всем хочется, чтобы душа перестала метаться, чтобы в ней водворился мир, радость, любовь. Но необходимое условие для этого – добродетель смирения.
Что такое смирение? Это мирное устроение духа. Когда человек понимает, что он — грешный, что он очень ограниченное существо во всем мироздании. И когда он это понимает, он примиряется со всем окружающим миром. А когда человек думает о себе много, то он постоянно встречается с разочарованиями в жизни. Поэтому я желаю вам смирения, но не до забитости или отчуждения друг от друга, смирения ради своих грехов, а не ради каких-то своих земных недостатков. Дай Бог нам понимать свое предназначение, и Господь воззрит на каждого из нас, на наш народ, на нашу страну, и защитит нас всех своей благодатью, своей помощью. Храни Господь!