Церковная молитва имеет большую силу, если мы дома молимся, или где-то у нас случается что-то на работе, мы тоже в душе обращаемся к Богу. Но молитва одного — это не так сильно действует как тогда, когда мы молимся все вместе. Поэтому соборные молитвы очень сильные, они помогают всем нам. Когда мы уходим из храма, мы ощущаем эту силу молитвы, духовное воздействие на себя,
Если мы с правильным настроением пришли в храм, от сердца помолились, и может быть, исповедовались и причастились, то мы уходим другими, мы смотрим на мир уже немножко другими глазами, на душе становится легче и снимается с глаз какая-то пелена. Это действие благодати Божией, потому что то помрачение, в котором мы живем, падение, это следствие греха. А грех через молитву, исповедь, причащение очищается…
У человека не только есть чувственные глаза, но и есть внутренний взор, и он является невидимым для нас, но кто ведет духовную жизнь, знает о нем.
Сегодня надо почтить святого благоверного князя, вспомнить о тех его великих делах и подвигах. Конечно, в наше время нам не хватает таких руководителей и воинов. И династия Рюриковичей дала нам много святых мужей руководителей и князей. Потом уже, когда она была пресечена, в конце XVI века, и был выбран в начале XVII-го Михаил Федорович Романов, то мы видим, что уже среди руководителей практически не было святых. Ну а потом мы уже видим советское время, наш период, что пропасть между руководителями и простым народом оказалась достаточно большая. Большая, потому что есть духовная связь, а есть земные наши отношения. Князья хотя и по земному отношению далеко отстояли от народа, но в духовном плане они были очень близки, потому что жили настоящей православной христианской жизнью. И вот эта благодать объединяла и князей и простой народ. И пример соединения этих добродетелей в святом благоверном князе Александре Невском мы видим. Так много добродетелей, много духовных качеств, талантов, соединено в этом великом человеке нашей русской земли. И поэтому практически сразу после его смерти он стал почитаться как святой.
Ну а чем он прославился? Мы знаем, что побеждал захватчиков, сначала шведы приходили в 1240 и на Неве он их разбил, почему и стал называться Невским, потом немцы, тевтонские рыцари приходили в 1242 году, и тоже он их разбил. Причем разбивал небольшим войском, небольшой горсткой храбрецов, которые, как повествует его житие, в одиночку поднимались на корабль и смело рубались мечом так, что все немцы были перепуганы даже от одного человека.
И вот это житие его сподвижников показывает нам пример храбрости, мужества, которого нам, наверно, сегодня тоже не хватает. Потому что за последнее время мы набрались какого-то страха, страха потерять здоровье, страха потерять работу, что что-то с детьми случится, страха конца света, войны. И вот этот страх сковывает наш дух. Мы видим, что русский человек в последнее время обмельчал, и это обмельчание сказывается и на границах нашего государства. Мы видим, что и границы государства, и сама земля перестает быть населяемой такими людьми, которые имеют в жизни такой мелкий характер, нет широты, нет мужества, нет храбрости, стойкости, и таких черт, какие были у князя Александра Невского и его храбрых подвижников.
Вспоминая эту личность, мы должны задуматься о себе, о наших поступках, мыслях, движениях внутренних, которые нам нужно исправлять. Исправлять нужно через покаяние, потому что вот эти наши слабости и немощи могут врачеваться только благодатью Божией. Только силой духовной, Божественной — такой, которую имели наши славные предки, мы можем сегодня и сами исправиться и исправить многие проблемы, которые стоят сегодня у нас в жизни. Но начинать нужно с покаяния, с того, чтобы свой дух соединить с Духом Божиим. Потому что без соединения с Духом Божиим мы не получим столько силы, стойкости, храбрости, мужества, бесстрашия в движении по решению задач, которые перед нами стоят. Поэтому нам необходимо присутствие в Храме Божием, как благоверный князь Александр Невский, когда он выступал на бой со шведами, с немцами. Он первым делом пошел в Храм Божий. Молился искренно, чистосердечно, крепко и все его воины молились. И поэтому он одержал победу. Те победы были, конечно, настоящим чудом Божиим. По человеческим меркам такого не должно было произойти.
И мы с вами тоже должны присутствовать в Храме Божием. Но не просто так формально — пришли, свечку поставили, помолились, постояли. А нужно, чтобы в храме у нас была молитва пламенная, чтобы мы всей душой, всем своим сознанием обращались к Богу — если это будет, то будет и польза для нас. Но это обращение к Богу не должно быть единичным в какой-то период жизни, оно должно быть регулярным. Потому что наш дух, наша природа настолько больны и пропитаны грехом, самостью, самолюбием и эгоизмом, что вот, мы придем в Храм Божий, получим врачевство, укрепимся, а потом опять начнем сползать в вот эти свои слабости. Поэтому нам нужно регулярное посещение храма. Как мы к врачу ходим, если имеем какую-то хроническую болезнь, заболевание полностью излечить нельзя, но поддерживать какой-то терапией ее нормальное положение, состояние, чтобы нам жить, трудиться, можно. И вот когда мы к врачу ходим, он нам что-то прописывает, мы лечимся, потом опять обращаемся к врачу, опять лекарства употребляем для земного здоровья, так и в духовном плане. Это врачевство, которое преподает нам в храме Господь нам необходимо всегда. Потому что мы больны, хронически больны, в том состоянии, в котором мы находимся. Грех очень сильно повредил нашу природу. Если мы последим за собой, о чем мы думаем в течение дня, какие образы у нас предстают в сознании, какие мысли, а если еще повстречаемся с кем, находимся в тесном контакте с многими людьми, то наверно замечаем, как мы с ними отношения строим, на каких основах, какие принципы у нас. Если мы внимательно посмотрим, то в жизни у нас много греха. Бывает часто, что мы сами этого не хотим, но откуда-то эти чувства появляются, какая-то злоба и уныние, откуда-то они рождаются. Они рождаются из нашей испорченности, из нашей болезненности, которую нужно врачевать в храме Божием. Врачевать нужно регулярно. Наши предки, Русь называли «Святой», потому что идеал был — святость, все стремились к святости. И ходили в храм Божий, искали самого главного, в жизни, благодати, чистоты души, святости жизни. И они нам показывают этот пример доброго врачевания тех человеческих духовных болезней, которые мы с вами имеем. Это надо знать.
На примерах жизненных, таких как Александр Невский, показывает, что мы можем сделать, если будем иметь правильный взгляд на себя, и совершать правильные дела по исправлению самих себя. До какого можно дойти совершенства, святости и чистоты. И поэтому надо обязательно стараться быть настоящими православными христианами. Хотя сегодня, в том информационном поле, в котором мы живем: телевидение, электронные средства массовой информации, печатные — они больше наполнены антихристианским содержанием, они больше нас настраивают не на чистоту и святость, а больше, наверное, на грех. Поэтому нам тяжело…
Если Господь нам попускает такое положение, то наверно, Он хочет, чтобы мы сподобились больших венцов…
Поэтому надо стараться понимать наше время и правильно выстраивать наши взгляды и отношения. И, наверное, все-таки больше черпать вот эти знания, как поступать, из Священного Писания и из Предания отеческого, из писаний святых отцов, потому что сегодня руководителей духовных у нас практически нет. Еще святитель Игнатий Брянчанинов в XIX веке писал, что духоносных наставников, которые бы возвещали волю Божию нет. Сейчас такие вопросы лучше не задавать никому, потому что ошибетесь. А тем более сейчас. Поэтому нашим руководителем является Священное Писание, писания святых отцов и, наверное, жития святых, примеры из жизни святых, таких как наш великий князь, благоверный Александр Невский. Я вам желаю укрепляться в вере на примерах наших святых, читать Священное Писание, писания отеческие, эту пищу для ума иметь всегда, и посещать храмы Божии, чтобы атмосфера храма и его настрой, такой благоговейный, кроткий, смиренный, но в то же время твердый и терпеливый, был в вашем сердце. И, Господь даст, и внешняя наша жизнь исправится, может быть, и руководители у нас будут светлые и чистые, молитвенники, и хорошие администраторы, доблестные воины, будем к этому стремиться, молиться и надеяться на это. Спаси Господи всех. Храни Господь. С праздником вас!