— Ваше Преосвященство, прошел уже год с тех пор, как Вы приехали на уваровскую землю. До этого Вы были игуменом монастыря в соседней Рязанской области. С каким чувством Вы сюда приехали?
— Я приехал с чувством благодарности Богу, Который призвал меня к такому высокому служению, а также с ощущением ответственности – оно связано с неким страхом и трепетом в связи с предстоящим мне служением. Ведь когда человек попадает в незнакомое для него место, он испытывает волнение – это вполне естественно.
— Владыка, а Ваши первые впечатления как-то изменились за это время?
— Прошел всего лишь год, поэтому трудно сказать. С таким объемом работы, за такой короткий срок можно только поверхностно со всем ознакомиться. Войти в курс дела основательно, понять, что здесь на самом деле происходит, как сказал мне митрополит Феодосий, станет возможным года через три, по прошествии периода адаптации. Поэтому мне не хотелось бы давать сейчас каких-то преждевременных оценок.
Единственное, что осталось неизменным – это мое первое впечатление о моей пастве: люди здесь хорошие, в них живо православное начало. На первой пресс-конференции с журналистами я уже говорил об этом и мое мнение не изменилось.
— С чего начинается Ваш рабочий день и как Вы его строите?
— День всегда начинается с особого служения Богу – с молитвы. В сентябре я переехал поближе к кафедральному собору. А когда находишься рядом с храмом – это как в монастыре: вышел из братского корпуса и прямиком на утреннее монашеское правило. Так и здесь сейчас, стараюсь утром и вечером бывать на богослужении. То есть мой день выстраивается через главное делание, которое призывает на помощь Бога — через соборную молитву в церкви. В остальном же работа большей частью административная. Посещаю приходы епархии, встречаюсь с духовенством и мирянами, совершаю хиротонии. Но главное все-таки — это молитвенное общение с Богом, через которое каждый из нас получает помощь Божию.
– Одной из главных проблем современного общества является утрата понятия греха. Задача Церкви – говорить людям о том, что такое грех, каковы его последствия и как с ним бороться.
— Да, сегодня такое время, когда размываются границы понятий о добре и зле. Это делается с той целью, чтобы погубить людей и духовно, и физически.
Священное Писание говорит нам, что «оброк греха — смерть» (Рим. 6,23), то есть грех влечет за собой смерть души. Ведь если человек не кается, то страсти, терзающие душу (уныние, отчаяние, ненависть, злобу), приводят к тому, что со временем разрушается и наша телесная храмина.
Поэтому каждому человеку очень важно иметь правильное понятие о грехе и его разрушительном действии. Есть силы супротивные и Церкви, и нашему народу, которые желают нам зла, преследуют одну цель – нашу разобщенность и порабощение.
Сегодня в Европе грех считается нормой. Но Православная Церковь всегда будет свидетельствовать о том, что грех – это зло, он губит человека, он обладает разрушительным действием. Несмотря на свою внешнюю привлекательность, он несет больше зла, чем какого-то временного или мнимого удовольствия, которые человек из-за своей обольщенности может иногда и не увидеть.
Ведь чем нас соблазняли еще в1980–1990 годы? Высоким уровнем жизни. Посмотрите, мол, как живет Америка! И вы можете так жить! Мы поддались, оставили все лучшее, что было в советское время (в плане тех же социальных льгот), и… обманулись. Но я думаю, что со временем все встанет на свои места.
— Владыка, а как противостоять греху, как бороться с греховными страстями?
— Из Священного Писания мы знаем о том, как к Господу нашему Иисусу Христу подошли апостолы и спросили, почему они не смогли исцелить бесноватого человека, на что Господь ответил: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17,21).
Молитва и пост — вот с чего надо начать. А дальше Господь откроет человеку многое, потому что молитва и пост очищают душу и сердце. Постепенно мы начинаем видеть то, что раньше было сокрыто от нашего взора. Ведь как некоторые спрашивают: «Ну вот вы Бога видели?» Бога телесными очами видеть невозможно, но в Священном Писании сказано: «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5,8). Поэтому, если мы очищаем себя молитвой и постом, то постепенно прозреваем, и духовными очами начинаем видеть нашего Творца, Создателя, Искупителя — Бога. Когда мы встречаемся с Ним, то грех становится отвратительным и мерзким.
Если русские люди будут хранить установленные Церковью посты: в среду — в воспоминание предательства Спасителя Иудою, в пятницу – в воспоминание о Страданиях Христа, многодневные посты; если будут стараться посещать храм Божий, участвовать в церковной и домашней молитве, то они получат помощь и силу, которая отгонит от них врагов видимых и невидимых, которые являются нам в обличии человеческом.
— Владыка, а что Вы посоветуете тем, кто только делает первые шаги к Богу, и в частности, молодежи.
— Понять, что Православие — это не просто какое-то учение. Это жизнь. Жизнь с Богом. И важно, чтобы в судьбе каждого человека произошла встреча с Творцом, дабы он мог соприкоснуться с благодатью Святого Духа, которая в изобилии изливается в храмах Божиих.
Когда благодать Божия коснется человеческого сердца, то он начинает понимать, какие великие духовные дары Бог может дать нам. И все остальное для него становится не таким уж важным. Главное, что он с Богом.
Беда наших людей в том, что они живут не своей жизнью. А нам необходимо войти в себя, в свою душу, очистить ее и приготовить место, где через благодать Святого Духа и происходит встреча с Богом.
— Ваше Преосвященство, в своих проповедях Вы часто говорите о призвании человека. В чем оно заключается?
– Человек призван быть храмом Духа Святого. Это говорится в Священном Писании, об этом говорят святые отцы. Таково назначение человека. Преподобный Серафим Саровский говорил, что смысл христианской жизни есть стяжание благодати Божией.
Те храмы, которые мы сегодня возводим, которые реставрируем – не они являются нашей целью. Они только средство для того, чтобы каждый входящий туда устраивал в своей душе нерукотворный храм, в котором бы священнодействовал Дух Святой.
Вот назначение человека, призвание его. Кто познал это опытно, тот понимает, что это делание – самое высокое, что выше этого нет ничего на земле. И не пленяется многими соблазнами, в которых сегодня гибнет множество людей.
— Владыка, как Вы видите развитие Уваровской епархии?
— Спасение души человеческой — самое главное назначение Церкви. Мы должны свидетельствовать о Христе в разных социальных, возрастных, интеллектуальных группах. Это наша основная задача. Везде люди, у каждого – свои душевные переживания и человека надо поддержать, направить, сказать ему доброе слово, обозначить, что есть Бог, Который всегда может помочь.
Православие никогда не выступало в этом деле с какой-то агрессивностью, навязчивостью, что мы наблюдаем в других религиозных движениях. Господь никогда никого за Собой насильно не пытался вести, Он призывал: кто откликался на Его Божественный зов, кто шел — тот спасался, кто соблазнялся, отказывался — тот оставался в своей жизни ни с чем.
Мы будем продолжать работу с молодежью, социальное и миссионерское служение, взаимодействие с различными общественными структурами. Только объединив усилия, мы можем решить те задачи, которые ставит перед нами жизнь.
— Владыка, а что служит для Вас поддержкой и утешением в Вашем архипастырском служении?
— Любовь к Богу и любовь к ближнему. Любовь к Богу проявляется в богослужении, в нашем евхаристическом общении, когда мы соборно служим, совершаем молитву… Для меня это укрепление и утешение.
Также и общение с людьми на основах христианской духовной любви доставляет мне радость.
– Спаси Вас Господь за беседу.