И сегодня нам было прочитано Евангелие, которое повествовало о самоотвержении. Христос говорит: кто исповедует Меня, то есть Сына Божия, перед этим миром, того и Сын Божий исповедует перед Отцом Небесным, а кто постыдится Меня, то есть Сына Божия, в мире сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий пред ангелами, когда придет судить. И там есть еще такие слова: кто любит отца или мать больше, чем Меня, недостоин Меня, кто любит дщерь (дочь) или сына больше, чем Меня, недостоин Меня. Эти слова нам говорят о том, что для спасения нашей души требуется самоотвержение. Спасение и заключается в самоотвержении. А потому человек, который желает получше здесь устроиться, по Евангелию «спасти свою душу», то есть свою жизнь, тот ее потеряет. А кто «погубит душу свою ради Меня и Евангелия в мире сем», как Господь говорит, тот спасет ее. Ведь тот мир, который нас сегодня окружает, призывает нас только к служению ему. К тому, чтобы здесь получше устроиться, дать образование своим детям, самим обеспечить свою старость, чего-то заработать на жизнь, ну а Бог остается на последнем или предпоследнем плане.
Сегодня неверующих людей немного, но так, чтобы вера стала определяющей в жизни, бывает редко. А вот у святых она была именно определяющей все их мысли, все слова, все дела, всю их жизнь. И за такую твердость и решимость они сподобились от Бога великой благодати, которая исцелила духовные болезни, страсти, ослабила их действие и наполнила их души содержанием Божественным. Теми плодами Святаго Духа, каковы суть радость, мир, любовь, долготерпение, вера, кротость, воздержание. Вот такие чувства наполняют душу верующего человека. И наоборот, человек, который поддается влечениям своих страстей, соблазнов этого мира, приносит в жертву каким-то земным целям свой внутренний мир, свою душу. В результате, может быть, он и достигает чего-то в жизни, но в душе у такого человека чаще всего бывает зависть, ожесточение, ненависть, злоба и другие греховные чувства, которые во всей полноте раскроются в вечности, в аду, и послужат причиной вечного мучения. Поэтому Господь призывает нас к тому самопожертвованию, благодаря которому святые просияли в земной жизни и сподобились Царства Небесного.
Мы, конечно, сегодня люди немощные, слабые, но если будем стараться им подражать, делая то, что в наших силах, и восполнять смирением то, что мы не можем сделать, то надеемся, что Господь и наши души примет в Царство Небесное.
Постараемся сейчас все свои силы, которые у нас есть, направить на то, чтобы спасти свои души. Сегодня у нас нередко бывает такое искушение — мы пытаемся спасать других, другим указывать, забывая о своей душе. Об этом преподобный Серафим Саровский как-то сказал: стяжи мир в душе своей, то есть стяжи Бога, спаси свою душу, и вокруг тебя спасутся тысячи. Этому и учит Православие: нужно стараться сначала изменить себя, в своей душе построить Царство Божие, которое внутри нас, очистить борьбой от греха свою душу и стяжать благодать Святаго Духа, которую стяживали все святые. И этот внутренний богатый мир преобразит и мир вокруг нас.
И поэтому я желаю вам в этот день постараться сделать так, чтобы наша вера православная не была только данью традиции. Вера должна для нас стать всем в нашей жизни. Она должна двигать всеми нашими чувствами, мыслями, словами и делами. И тогда мы надеемся, что и наши души Господь примет, исповедует нас пред Отцом Небесным как своих, и жизнь наша земная улучшится хотя бы в плане духовном, нравственном. Ну а остальное, земное, какие-то богатства, которые нас сегодня, может быть, искушают, они не в нашей власти. Сегодня их Бог может дать, а завтра отнять. И как говорил праведный Иов, потеряв очень многое в жизни: Господь дал, Господь взял, буди Имя Господне благословенно во веки. Будем стараться о своих душах думать и наполнять их миром Божиим. Храни Господь!