В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи — все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром… само содержание жизни в обществе… Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере.
У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности — воспитание духа.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.
А семейная жизнь – это в первую очередь духовная жизнь. И суть православного воспитания заключается в том, что родители должны, прежде всего, воспитывать себя в любви к Богу, опираясь на христианские заповеди. В основе христианского воспитания лежит христианская жизнь семьи – отца и матери, в которой родители создают все условия для того, что бы умножалась духовная жизнь ребенка.
В наше непростое время семья испытывает особое давление мира. В семье стали забывать, что главой семьи является муж, он должен почитать Бога, предстоять перед Богом, жена должна смиряться перед мужем, а дети должны почитать своих родителей. Отпадение людей от веры привело к тому, что муж перестал чтить Бога, жить по Его воле, стал проявлять непослушание. Следствием этого стало то, что жена оказывает непослушание своему мужу. А у двух непослушных людей вырастает третий непослушный – ребенок. В наше время очень много проблем и трагедий оттого, что дети не почитают, не уважают, не хотят слушать родителей, которых Бог дал, чтобы они сохранили чадо, привели к благочестивому духовному житию. Поэтому разговор о воспитании, о семье – это разговор о возвращении человека к Богу.
Церковь почитает многих святых, соединенных узами брака или являющихся представителями одного семейства. Ярким примером может служить житие преподобных Кирилла и Марии Радонежских.
О жизни преподобных Кирилла и Марии известно немногое. Они происходили из знатного боярского рода, жили недалеко от Ростова Великого. Вся жизнь преподобных была основана на следовании Божьим заповедям о любви к Богу и друг к другу. «Если вы хотите, — говорили в древности учителя Церкви родителям, — чтобы ваши дети слушались вас, то приучите их к слову Божию. Душа, предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться и слушать, и говорить только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий».
Добрые родители воспитывали детей в смирении, целомудрии и любви. Сами усердно молились, обращая все свои чаяния к Богу и приучали своих детей к молитве. И дети были достойны своих родителей. Семья преподобных Кирилла и Марии – особая в Русской Православной Церкви: пять ее членов Господь прославил в лике святых.
Кирилл и Мария были людьми добрыми: помогали бедным и больным, принимали странников. Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына. Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение. Однажды, когда Мария, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве во время литургии.
После этого Мария стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Она блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала себя постом, избегала мяса, молока и рыбы, питалась лишь хлебом, овощами, и водой.
Бог даровал Кириллу и Марии сына, которого они назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если мать употребляла в пищу мясо, младенец отказывался от груди матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
В этом была мудрость праведных родителей. Отец обучал Варфоломея мужским ремеслам: владеть топором и пилой, запрягать лошадей и пахать землю. Вместе с матерью он работал по дому и научился печь хлеб, шить одежду. В дальнейшем все это ему пригодилось во время его пустынножительства.В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями – старшим Стефаном и младшим Петром. Братья учились успешно, а Варфоломей отставал в учении.
Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил старца – инока. Варфоломей оказав почтение старцу, попросил помолиться за него Богу, чтобы научиться грамоте. Инок исполнил просьбу Варфоломея, дал ему просфоры и хотел удалиться, но Варфоломей пригласил его к своим родителям. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец, прощаясь с ними, пророчески предсказал: «Велик будет ваш сын перед Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святой Троицы». С тех пор Варфоломей стал без труда читать и понимать содержание книг, с особым усердием молиться, ходить на службу, не пропуская ни одного богослужения. Он уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, строго соблюдая при этом строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.
В 1334 году семья перебралась на земли Московского княжества из Ростова и поселилась в Радонеже близ церкви Рождества Христова. Братья Варфоломея женились, он же просил у родителей позволения вступить в иноческое житье. Родители не дали ему своего благословения и Варфоломей смиренно остался, отложив на время свою мечту, ухаживая за родителями. Через некоторое время Кирилл и Мария сами пожелали вступить в монастырь. Верстах в трех от Радонежа находился Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.
В этом монастыре провели они остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.
Похоронив родителей, Варфоломей передал младшему брату Петру все имущество, и вместе со старшим братом Стефаном удалились для пустынножительства в лес, недалеко от Радонежа.
Найдя в глухом лесу место, братья расчистили небольшую поляну, соорудив хижину, затем келью, а потом небольшую церковь. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и ушел в столицу, где стал монахом Богоявленского монастыря. Варфоломей остался один. 7 октября 1342 года он принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Иноческая жизнь в совершенном уединении была подвержена великим трудностям: голод, жажда, холод, страх перед зверями, лишения, уныние. Здесь-то и пригодились ему навыки трудолюбия, терпения и смирения, которые воспитали в нем его родители.
Период иночества длился примерно 12 лет. Сергий принял на свои плечи главный груз трудов и забот. Он принимал участие в строительстве келий другим братьям, заготавливал на всех дрова, пек хлеб, готовил пищу, показывая пример трудолюбия и заботы о ближнем. Вскоре в маленькой обители образовалось братство из двенадцати иноков.
Увеличился круг забот и занятий Сергия, когда волынский епископ Афанасий в 1354 году посвятил Сергия в сан священника, а затем и игумена, выполняя принцип: «Хочешь быть старейшиной – стань меньше всех и всем слугой».
Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, быстро распространялась, к нему привозили больных из окрестных селений и из отдаленных мест. Никто не покидал преподобного, не получив исцелений от недугов и назидательных советов.
Великий князь Дмитрий Донской, признавая в преподобном Сергии могущественную веру и дар пророчества, просил его благословения на великое сражение против монголо-татарского ига. Преподобный Сергий благословил князя.
В сражении, на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над монгольскими полчищами, положив начало освобождения Русской земли от ордынского ига. Возвратясь с победой, великий князь Дмитрий поспешил к преподобному с благодарностью за духовное подкрепление.
Предвидя время своей кончины, преподобный Сергий за шесть месяцев призвал братию и поручил ее ученику своему, преподобному Никону, а сам вступил в совершенное безмолвие. 25 сентября 1392 года преподобный Сергий скончался. Накануне великий угодник в последний раз призвал иноков и обратился со словами завещания, которые говорили ему когда-то его родители: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…».
Святые мощи преподобного Сергия Радонежского покоятся в Свято-Троицком храме основанной им обители и остаются неиссякаемым источником благодатных исцелений. Мощи его родителей, схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, неизменно покоятся в Покровском соборе Хотьковского монастыря.
Почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России уже в 19 веке.
Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, через 600 лет после преставления их сына преподобного Сергия. Радонежского.
Человек, ставший одним из самых почитаемых русских святых, родился именно у Марии и Кирилла, явивших высоту и святость как семейной жизни, так и монашества.
Традиционная православная семья, основанная на принципах веры, любви, духовного родства, всегда являлась источником высокой нравственности, внутренней свободы и внешней скромности. Именно в семье на примере взаимного уважения, духовной общности и любви родителей ребенок получал первый духовный опыт, становился личностью. Прежде всего, родители старались заложить в детский ум живое познание Иисуса Христа. Имя Спасителя дети впитывали, так сказать, еще с материнским молоком. Вместе с понятием об Искупителе детям внушали и высокое учение Его о Таинствах веры и правилах богоугодной жизни, таких как: о едином Боге, вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу, говорили об обязанностях детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий, почитать родителей и старших, говорили о терпении, прощении обид и незлобии, скромности, стыдливости, покорности, молчаливости, благотворительности и целомудрии. Отсюда следует, что воспитать христианина может только христианин.
Святые преподобные Кирилл и Мария являются покровителями семьи и примером своей жизни показывают нам – что есть настоящая христианская семья. В наше время, когда правильное понимание семейной жизни упраздняется, когда люди после года семейной жизни расходятся, когда отказываются рожать и воспитывать детей, нам необходимо взглянуть в прошлое и поучиться семейной жизни у наших святых предков.