Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с воскресным днем, с очередной подготовительной неделей к Великому посту, которая именуется Неделей о блудном сыне, а также с памятью новомучеников и исповедников Церкви Русской, которую мы молитвенно сегодня совершаем.
В ХХ веке Русская Православная Церковь испытала жестокие гонения – были порушены и поруганы многие наши святыни, претерпели мучения и были убиты тысячи верующих людей. Не только духовенство, но и простые миряне страдали в то время. Это продолжалось несколько десятилетий.
Лишь во время второй мировой войны, когда надо было призвать к чувствам верующих, обращение главнокомандующего И.В. Сталина зазвучало по-православному: «Братья и сестры»! Только чудом можно было выиграть ту войну с хорошо организованным, вооруженным, подготовленным врагом. Наши армия и народ не были готовы в то время к войне, а чудо мог совершить только Бог.
В истории нашего государства немало тому примеров, что когда власть крепла, она не интересовалась жизнью Церкви и часто не нуждалась в ней, а когда власть ослабевала и приходили опасности, то происходило обращение к Церкви как к единственной духовной силе.
В Великой Отечественной войне нами была одержана победа, но вскоре вновь настали времена гонений. В 60-е годы закрывались храмы, тюрьмы наполнялись верующими.По милости Господа, все это закончилось, и в 1988 году, когда отмечалась юбилейная дата — 1000-летие Крещения Руси — Церкви была дана свобода , люди получили возможность открыто исповедовать свои религиозные чувства.
Вот уже более 20 лет мы можем свободно ходить в храм Божий, исповедоваться, причащаться, очищать свои души и готовить их для вечности. Открыто множество храмов и монастырей, увеличилось количество священников. Но много ли за это время откликнулось на голос Церкви? К сожалению, часть нашего народа по-прежнему остается в положении того блудного сына, ушедшего от своего отца, о котором повествует сегодняшняя притча.
Из евангельского повествования мы знаем, что у отца было два сына: старший и младший, который попросил свою часть имения и, получив ее, ушел в страну далекую, где в грехах расточил все, что имел, и стал нуждаться. В той стране наступил голод, и блудный сын вынужден был наняться пасти свиней, что являлось очень постыдным занятием в тех землях. Он попросил хотя бы той пищи, которой питались свиньи, но и в этом ему отказали. Тогда сын, вспомнив милосердие своего отца, всем сердцем покаялся в своих поступках, изменил сердечное намерение–он принял решение пойти к своему отцу, припасть перед ним на колени и сказать: «Согрешил пред небом и пред тобой , прими меня как одного из своих наемников.» И отец, видя издалека своего любимого младшего сына, сам вышел ему навстречу, принял в свои объятья и даровал ему все, что имел сын до того момента, когда решил покинуть отчий дом.
Эта притча о великом милосердии Отца Небесного, о том, что в каждом храме и монастыре человек может обрести милость от Бога — очищение души, спасение, и получить те благодатные дары, которыми наделена наша душа: ум, сердечность и благодать Божию…Надо только «прийти в себя», пробудиться от духовного сна, победить свою леность, ложный страх и вспомнить о Боге.
Часть нашего народа все-таки не обращается к Богу, как к своему Отцу Небесному, продолжает пребывать в положении блудного сына и питается тем земным сором, который убивает его душу. А ведь только в лоне Церкви каждая душа может найти успокоение, радость, тишину и насыщение, обрести благодатные дары Святого Духа, о которых написано в священных книгах. Но видно не все записаны в Книгу жизни, только небольшое количество людей присутствует в храмах. За остальных надо нам молиться, чтобы и они вернулись к Отцу нашему Небесному. Господь милосерд и всегда принимает кающегося грешника.
Дорогие братья и сестры! Взирая на подвиг наших новомучеников, желаю, чтобы мы всегда были верны в своих убеждениях, хранили веру православную, как самое дорогое, что у нас есть.
Будем дорожить дарами Божиими и стараться исполнять то, что предназначено нам как христианам, которые призваны жить по Уставу Церковному и хранить заповеди Божии. Аминь.