— Батюшка, расскажите немного о личности святого князя Владимира.
Святой равноапостольный князь Владимир, в народе известный как Владимир Красное Солнышко, был очень любим русскими людьми. Он жил в Киеве со своей благочестивой бабушкой княгиней Ольгой.
До определенного возраста он исповедовал языческую веру. Надо сказать, что в те века славянские племена поклонялись богам солнца, земли, воды, то есть языческая вера выражалась в поклонении стихийным силам природы. Славянское язычество не было таким жестоким, как в других странах, в нем не было кровавых человеческих жертвоприношений, блудных оргий, как в античные времена. Тем не менее, язычество оставалось язычеством.
Несмотря на это, душа князя Владимира всегда искала истинной веры. И по достижении зрелого возраста у него появилось множество вопросов относительно религии. К нему стали приходить послы от разных конфессий, с которыми князь проводил долгие беседы. Однако ни одно вероучение, кроме греческого, ему не полюбилось.
По прошествии некоторого времени князь сам стал отправлять послов в разные страны, чтобы они узнали в каком государстве какая вера, какие обычаи и предания.
Когда его послы приехали в Византию, увидели благолепие и торжественность православного богослужения, то по возвращении домой сообщили: «Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах».
Возгоревшись любовью к православной вере князь, как говорит предание, сложил это в сердце своем. И в дальнейшем решил креститься. Но исполнил это он далеко не сразу. В то время был период войн, и князь, обладавший воинственным характером, осадил византийский город Корсунь. В течение долгого времени он никак не мог взять его, пока один из защитников города не пришел ему на помощь и не подал совет перекопать трубы, по которым в осажденный город поступала вода. Получив это известие, князь дал обет: креститься в том случае, если город будет взят. Корсунь вскоре пала, но Владимир все не спешил с крещением.
После князь посылает в Константинополь, к византийским императорам, с требованием выдать за него замуж их сестру царевну Анну. Но царевна, будучи христианкой, могла выйти замуж только за христианина, поэтому условием этого союза было крещение князя Владимира. По Божественному промыслу Владимир был поражен слепотой. Тогда Анна сказала ему, чтобы он немедленно крестился, что князь и исполнил. И совершилось чудо — он прозрел. Видя происходящее, все его дружинники тоже приняли Православие.
По возвращении домой князь Владимир почувствовал в своем сердце великую перемену: вся его прежняя жизнь в пирах и военных походах показалась ему столь ничтожной, что он решил полностью от нее отказаться и крестить весь русский народ. «Если кто не придет завтра на реку — богат ли, или убог, или нищий, или раб — да будет противник мне», — говорил он. И крестил князь множество людей. Казалось бы, что это насильственное крещение ничего положительного не могло дать, однако видя перемену в характере князя, который стал мягким и милостивым, многие уверовали, что Православие — это вера любви и добра. Таким образом, люди начали креститься добровольно. И Православие стало распространяться по всей Святой Руси.
— Чем же мы обязаны князю Владимиру, и почему спустя многие столетия мы столь торжественно совершаем его память?
— Обязаны мы тем, что князь принес на Русь христианство. Он стал родоначальником Русской Православной Церкви, родившей множество святых, которые молятся о нас и по молитвам которых Господь посылает спасение для всех православных христиан.
— Князь Владимир именуется Крестителем Руси, а что дает крещение каждому из нас?
— Говоря словами пространного катехизиса митрополита Филарета (Дроздова): «Крещение есть таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду и призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную». То есть, приняв это Таинство, человек становится полноправным членом Церкви. Это дает возможность спасения, то есть вечной райской жизни души человека, ведь только после Крещения над человеком можно совершать Таинства Святой Церкви, за него можно молиться и подавать поминовение о здравии.
— Отец Владимир, давайте коснемся немного политики. Сейчас многие говорят о возрастающем авторитете и мощи России на мировой политической арене. Как вы считаете можно это связывать с тем, что наш президент носит имя князя Владимира и тем более двойное?
— Церковь никогда не занималась политическими проблемами, она вне политики. Для Церкви нет правых и левых, красных и белых, есть только единый русский православный народ, за который она всегда молится. Но коль уж вопрос зашел о государстве Российском и об имени святого равноапостольного князя Владимира, то здесь можно напомнить, что само по себе имя не столь важно. Владимир Ильич Ленин тоже был главой нашего государства, однако что он сделал с Церковью и с государством?..
Безусловно то, что Россия сегодня укрепляется на международной арене и в этом есть большая заслуга нашего нынешнего действующего президента и его команды, но в основном, конечно, это Промысел Божий. Имя в нашей православной культуре никогда не играло мистического смысла, что подтверждают пословицы, например: «Не имя красит человека, а человек имя». Поэтому не важно, сколько и каких имен мы носим, важно, что у нас есть небесный покровитель с таким именем и мы молимся ему.
— Спасибо за интересную беседу.