— Отец Дмитрий, для начала давайте разберемся, что такое грехопадение?
— Само слово «грехопадение» означает падение в грех, то есть это процесс, когда человек отступает от животворных законов Божьих, поступая не по воле Божьей, а по своей собственной, подчиняя ее падшим духам. Грех — это болезнь. И, как многие болезни, передается от человека к человеку. Поэтому когда Адам и Ева согрешили в раю, все последующее человечество оказалось заражено этой болезнью греха. В чем грехопадение Адама и Евы? В непослушании воле Божией. Ведь в раю, фактически, не было никаких заповедей, было лишь одно предупреждение: не вкушать от древо познания добра и зла. Зачем Господь вообще посадил это дерево, да еще позволил дьяволу искушать человека в Эдемском саду? Все это было сделано для того, чтобы соблюсти свободу человека. И здесь грех и свобода очень близкие, взаимодополняющие понятия. Что современный человек подразумевает под словом «свобода»? Вседозволенность. Однако святые пишут, что истинная свобода человека заключается в том, чтобы не творить греха. И если человек может не творить грех, значит он свободен. То есть фактически грехопадение — это попадание человека в рабство грехов.
— Батюшка, что же происходит, когда человек впадает в грех?
— Грех, который всегда представляется в нашем сознании как нечто сладостное, влекущее к себе, на самом деле как бы отодвигает человека от Бога, воздвигает стену между Творцом и человеком, разрушает живую связь между ними, причем Бог в этом не виноват, т. к. это свободный выбор человека. Живу ли я под солнцем или забираюсь в темную пещеру — это мой собственный выбор. Если я предпочту пещеру, то, соответственно, у меня будут только беды и скорбь, а если я живу под солнцем, творя добро, тогда жизнь полна света. При совершении греха сладость его очень быстро проходит, и в душе остаются горечь, боль и пустота. Именно так проявляется потеря райского состояния души. Но тотчас пробуждается и голос совести, и не дает человеку продолжать грешить. Я думаю, каждый когда-нибудь ощущал, как только сотворишь грех, совесть начинает обличать, внутренний покой и мир уходят, начинаются муки совести, и чтобы согрешать вновь, человек этот голос пытается заглушить, чем приводит себя в еще более тяжкое состояние.
— А может такой человек быть прощен Богом?
— Конечно, всякий человек может быть и непременно будет прощен Богом. Более того, святые отцы пишут: если человек считает, будто Бог его не простит, то это хула на Бога, ведь Бог есть любовь. И Он, как любящий отец, ждет, когда человек обратится к нему, стучится в человеческое сердце. Мы это видим из многих Евангельских примеров. Например, притча о блудном сыне. Или вспомним, что Господь сказал женщине, виновной в грехе прелюбодеяния: «Я тебя не осуждаю. Иди, и больше не греши». Вот отношение Бога к нашим грехам. Он готов простить, если человек просит прощения. Разбойник на кресте в последнее мгновение своей жизни просит Господа: «вспомни меня, когда придешь в Царствие Твое». Ведь он даже не дерзает просить «введи меня в царствие твое», но только «вспомни меня…». И это его спасает. Это вопрос веры. Если мы верим, что Бог есть любовь, то и верим, что Он нас простит.
— Но если грех простится человеку, может ли он надеяться на облегчение, на то, что муки совести исчезнут, и в душе опять водворится мир и покой?
— Непременно. Покаяние — это и есть облегчение души, избавление от тяжкого греховного груза, тяготящего душу. Кто хоть раз имел опыт покаяния, тот знает, как оно обновляет душу, возвращает радость жизни. Удивительно, память о грехе остается, но той горечи, боли и пустоты уже нет. Это происходит только в таинстве исповеди при условии, что человек исповедуется искренне, ничего не скрывая и не оправдывая себя. Потому оно и называется таинством, что здесь сам Бог невидимо подает кающемуся свою благодать, которая исцеляет и восполняет душу человека.
— Батюшка, а возможно ли полное исцеление души после грехопадения? Что нужно для этого делать?
— Богу все возможно. И своей благодатью Он может полностью исцелить греховные раны души. Но для этого нужен покаянный труд над собой, работа по избавлению от греховных привычек. А пока они остаются, их можно сравнить с отверстием от вбитого в доску гвоздя, и затем вынутого. Это отверстие может быть и малозаметно, но оно все равно остается. И до тех пор, пока мы с помощью Божией не избавимся от своих греховных привычек, нам предстоит постоянно падать. Но в том и суть христианской жизни, чтоб после каждого падения вставать, чего бы это не стоило. Упал, мужественно вставай и иди далее. И так каждый раз. И Господь, видя наше раскаяние и усилие к исправлению, каждый раз прощает и подает силы к исправлению. По глубине ран же требуется и длительное время на их лечение.
— Батюшка, в жизни мы можем наблюдать различное отношение к оступившимся людям, и часто это осуждение согрешившего, а то и пренебрежение. Посоветуйте, как избежать этого?
— Необходимо отделять грех от совершившего его человека. Осудить можно плохой поступок, можно его ненавидеть, но самого человека осуждать никак нельзя. Ведь мы не осуждаем поскользнувшегося и сломавшего руку. Так и согрешившему человеку надо помочь восстать от греха, пожалеть его, поддержать. Ведь никто из нас не безгрешен сам, и не застрахован от подобных ошибок. Поэтому нужно следить за собой и конечно, если есть возможность, помочь ближнему избавиться от греха. Часто люди не обращаются к помощи Церкви, считая себя недостойными этого, или боясь, что в Церкви их осудят. Но надо понимать, что Церковь как раз и есть лечебница для наших больных грехами душ, и ее единственная задача — спасать души от рабства грехов.
—Что вы можете пожелать тем людям, которые знают свои грехи, но находятся в смущении, не зная, что делать?
— Как уже говорилось, все мы грешим, и впасть в грех, даже очень тяжкий — это естественно для нашей больной грехом природы. И поэтому первое, что нужно — ни в коем случае не отчаиваться и не считать себя безнадежно погибшим. Господь готов нас простить, и Он очень хочет это сделать. Поэтому от нас требуется только одно: проявить решительность, обратиться к нему с искренним покаянием, исповедав свои грехи в таинстве исповеди. Ну, а далее работать над собой, исправляя свою жизнь и призывая Бога в помощь.
— Батюшка, Спаси Господь за душеспасительную беседу.