ВЕЛИКОПОСТНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Velikiy-post-molitvaВеликий пост – это великий дар Божий для спасения наших душ. Первая его неделя – сеяние добродетелей, весь пост – терпеливое и бережное их взращивание. Последняя неделя – собирание плодов, а праздник Пасхи Христовой – время вкушения плодов от телесных и духовных трудов, понесенных в пост. Нельзя стать совершенным за один пост, но можно и нужно приближаться к совершенству хотя бы на один шаг во время каждого поста.

Одно из важных условий обретения благодати Святого Духа – это частое посещение великопостных богослужений. 

Особенности богослужений во дни Великого поста.

Великий пост – время покаяния, установленное с апостольских времен в воспоминание сорокадневного поста Господа нашего Иисуса Христа в пустыне. Все богослужения в Святую Четыредесятницу совершаются так, чтобы оживить в нас чувство сокрушения и раскаяния в грехах. На время поста всякая торжественность богослужений оставляется: Царские врата открываются редко, светильники возжигаются только немногие, священнослужители облачаются в черные ризы покаяния и смирения, место большинства песнопений занимает чтение, а многие молитвы сопровождаются земными поклонами.

Особенную великопостную атмосферу богослужений можно прочувствовать за Литургией Преждеосвященных Даров, которая совершается по средам и пятницам, а также в четверг 5-й седмицы и в первые три дня Страстной седмицы. Они наполнены особой благодатной атмосферой и величием, что добавляет новых духовных красок во всю гамму богослужений Великого поста.

Великопостное богослужение производит особенно сильное впечатление. Ведь оно наиболее отвечает настроению души человека, сознающего греховность, кающегося и плачущего пред Господом. В молитвословиях поста говорится о том, каков есть человек, и о том, к чему он должен стремиться. Этой мыслью особенно пронизана главная молитва святой Четырядесятницы – молитва Ефрема Сирина, которую мы ежедневно слышим в православных храмах и совершаем дома во время утреннего и вечернего правила с земными поклонами.

В первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия, 20 марта, в храмах по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества православия.

Помимо этого, в четыре воскресных дня, начиная со второй недели поста, служится Пассия — особое великопостное богослужение, наполненное атмосферой скорби и душеспасительной печали о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. В это время на середину храма поставляется Распятие и возле него совершаются чтения акафиста и евангельского повествования о страданиях Спасителя.

Хотелось бы остановиться на некоторых важных датах Великого поста. Субботы второй, третьей и четвертой седмиц — 26 марта и 2, 9 апрелядни особого поминовения усопших. В нашем соборе, как и во всех православных храмах, будет совершена Заупокойная литургия.

Третье воскресенье Великого поста, 3 апреля, — неделя Крестопоклонная, на Всенощном бдении совершается чин поклонения Кресту. Следующая за этим днем неделя считается особо строгой.

7 апреля  – мы будем отмечать праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

В среду 5 седмицы Великого поста, 13 апреля, вечером целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской — Стояние Марии Египетской.

На вечернем богослужении 16 апреля — в субботу 5-й Седмицы — мы будем торжественно воспевать акафист – благодарственную похвалу Пресвятой Богородице. Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

24 апреля Церковь отметит праздник Вход Господень в Иерусалим. В этот день в нашем соборе будут освящаться вербы, которые мы вновь принесем в свои дома и с благоговением будем хранить, как знак проникающей благодати Божией, до следующего года. 

Вся Страстная седмица будет посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Христа Спасителя. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Все службы Страстной седмицы располагаются так, что в них живо и последовательно воспроизводится история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях Литургии. Очень важно в эти дни всем нам бывать на богослужениях в храме.

Помимо покаянных настроений, другой особенностью великопостного богослужения является то, что все оно устремлено к Пасхе. Через его молитвословия то и дело проходит утешительная мысль, что за подвигом поста следует радость Христова Воскресения. Об этом никто из нас не должен забывать. И воскресные Литургии, оставаясь на время поста по-прежнему торжественными, служат напоминанием всем нам о главном событии в жизни Церкви – Воскресении Господа Иисуса Христа. В этом году Пасха приходится на 1 мая.

Участие в Таинствах в Великий пост. Через соборную молитву, совершаемую за великопостными богослужениями, через участие в Церковных Таинствах Господь подает нам Свою благодать, которая укрепляет нас в прохождении поста и готовит нас с чистым сердцем встретить Пасху Христову. Мы очищаем свою душу, участвуя в Таинстве Покаяния, и освещаем ее в Таинствах Святого Причастия и Елеосвящения.

Хотелось бы отметить, что для болящих в нашем соборе во дни Великого поста совершается Таинство Елеосвящения (Соборования). Молитвы, возносимые во время этого Таинства, во-первых, могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. А, во-вторых, что не менее важно, в Таинстве Соборования человек получает прощение забытых грехов.

Нельзя сказать, что ходить на богослужения в храм, как думают многие, достаточно только на первой или на последней неделе поста. Человек не сможет полноценно прочувствовать благодатную атмосферу Великого поста. Но если он будет посещать хотя бы по одному богослужению на каждой неделе в свободное от работы время, то он приобретет гораздо больше и придет к финалу поста — празднику Воскресения Христова — подготовленным и, соответственно, получит благодать и особенную радость от Пасхи.

Exit mobile version