Праздник сорока Cевастийских мучеников всегда был большим событием в Православной Церкви. Издревле, с самого времени их мученической кончины, Церковь торжественно прославляет этих святых. Они приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания, но были еще отдельные вспышки гонений. Именно в то время воины приняли страдание за Христа в ледяном Севастийском озере. Их смерть особенно прославляема, потому что они имели возможность избавиться от страданий, но не воспользовались этим, за что и сподобились при жизни явной и осязаемой благодати Божией.
— Эти мужи, воины сподобились от Господа уже здесь на земле некой славы видимой и осязаемой. Один из стражников видел яркие и ясные венцы над главами этих страдальцев. Именно этот стражник восполнил число мучеников, встал вместо падшего воина, и их стало вновь сорок человек, — говорил Владыка Игнатий в своем архипастырском слове. — Их Церковь очень почитает. Их память попадает на время Великого поста. В этот день служится не постовая служба. Мы служим не в черном облачении, а в красном облачении, которое символизирует мучения, страдания за Христа, славу Христову и Его Воскресение. Всякий подвиг за Христа ведет через Крест и венчается воскресением в жизнь вечную.
Церковь с самого начала увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе мы оказываемся перед этим выбором. Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа. Ни один человек не может обойти этот выбор.