В быстром и всё изменяющем водовороте исторического времени, Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Пресвятой Богородицы к нашему Отечеству, о Её небесном заступничестве за нашу страну в тяжелейшие для России годы.
Таким трудным испытанием была для нашего народа эпоха конца 16-го и начала 17-го века: междуцарствие, самозванцы, смута, захваченная иноземцами Москва. В то скорбное время громко звучал голос страдальца и печальника за православную веру и Отечество Патриарха Ермогена. Именно ему, в 1579 году, тогда ещё пресвитеру Ермолаю, Бог судил стать свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери, и первому «взять от земли» бесценный образ, а затем торжественно, с крестным ходом, внести в храм. Позднее, будучи уже Казанским митрополитом, святитель составил письменное «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от неё чудотворных исцелениях».
А сейчас предстоятель Русской Церкви призывал к освобождению Родины. Его голос, подобно набату, поднимал народ Руси на ратный подвиг. В это же время берега великой русской реки Волги огласились призывом пламенного патриота гражданина Минина: «Встанем за Русь, за дом Пресвятой Богородицы, за чудотворцев Алексия, Фотия, Филиппа, освободим Отечество!». Князь Пожарский, отозвавшись на святой призыв, собрал народное ополчение и повёл его к Москве. Труден был путь освободителей и нелёгкими были сражения. Но вот к Москве прибыло войско из Казани, а с ним и Казанская икона Божией Матери. Преподобный Сергий в ночном видении явился заточённому в уже осаждённом Кремле престарелому епископу Арсению и возвестил о спасении Отечества предстательством Казанской Божией Матери. Разлетевшаяся весть о чудесном явлении ободрила православное воинство, наполнила его верой в небесную помощь и заступничество Царицы Небесной. Враг был тогда изгнан и Москва освобождена.
«Заступнице Усердная, Мати Господа Вышняго» — эти слова из тропаря Казанской иконе Божией Матери, написанного Патриархом Ермогеном, стали в наших храмах любимым народным песнопением. Они — вдохновенное отражение глубокой благодарности и любви русских людей к Пресвятой Богородице, заступающейся и ходатайствующей перед Богом за весь христианский род.