Богослужение возглавил настоятель Спасо-Преображенского храма села Демьян Бедный иеромонах Тихон (Зубакин). На богослужении также присутствовали настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Вязовое Жердевского района протоиерей Алексей Басинских, настоятель Михайло-Архангельского храма поселка Сатинка Сампурского района священник Олег Щеголев, настоятель храма Александра-Невского города Жердевка священник Иоанн Минаев, настоятель Казанского храма села Каменка Ржаксинского района священник Алексей Чепиков, настоятель Никольского храма с. Шпикулово Жердевского района священник Стефан Шурухин, клирики Христорождественского кафедрального собора города Уварово священник Владимир Алейников, священник Виктор Кончаков и диакон Сергий Демидов.
По завершении Литургии был совершен молебен преподобномученикам.
Историческая справка:
Молитвенную память о нем, о его благочестивых родителях, Михаиле и Надежде, и должен был хранить Спасо-Преображенский монастырь, еще до основания получивший название – Носовский.
В «Тамбовских епархиальных ведомостях»в год открытия монастыря 1908 г. одним из членов строительной комиссии обители, священником Федором Светозаровым была опубликована подробная предыстория его основания.
Наиболее известным в настоящее время источником по истории монастыря является составленный Секретарем Тамбовской духовной консистории Александром Евфимовичем Андриевским «Историко-статистический справочник на 1911 год».
Как сообщает А.Е Андриевский, монастырь был основан в 1908 году и устроен на средства, завещанные купцом А.М. Носовым: 870 десятин земли, «превосходного чернозёма»; эта земля сдавалась в аренду и приносила дохода в среднем в год – 8000 рублей, помимо того на содержание монастыря Носов завещал 250000 рублей, положенные в Банк под 4%. На строительные работы из указанной суммы было завещано использовать — 140000 руб. Согласно воле купца-благотворителя Носова, монастырю была передана библиотека, включавшая 501-ну книгу.
Монастырь был построен на усадьбе, принадлежавшей А.М. Носову и находился «в треугольнике, образуемом слиянием речек Карачан и вершины Березовой в 60 верстах от уездного голода Борисоглебска, в 100 верстах от г. Тамбова и в 5 верстах от ближайшего села Ивановки, занимая площадь в 14 десятин, вместе с садом и лугом». Усадьба Носова была типичным хуторским хозяйством, имела все для обеспечения семьи числом до 15 человек, такой семьёй и должно было стать братское общежитие. По завещанию Носова обитель должна была иметь столько насельников, сколько в состоянии прокормить сама.
Надо сказать, вначале местное священноначалие хотело учредить здесь женский монастырь, поскольку все женские обители в округе были переполнены, но Святейший Синод не утвердил это предложение, так как оно противоречило воле благотворителя.Указ Синода об учреждении мужского общежительного монастыря на вышеупомянутой земле последовал 14 августа 1903 г. Первые колышки на месте будущих построек вбил епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев).
Примерно за месяц до Указа из Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, что в Великом Княжестве Финляндском,в Тамбовскую епархию с припиской к Казанскому монастырю Тамбова был командирован иеромонах Константин в качестве строителя Носовского монастыря.
Иеромонах Константин родился в Тверской губернии в 1861 г. Был на военной службе в чине фельдфебеля и мечтал об экзамене на офицерский чин. После службы проживал у родителей, но отклонил их совет о женитьбе. Переехал в Петербург, где стал заниматься столярным ремеслом. Посетив Валаам, он решил остаться там послушником, что и исполнил в 1891 г. В 1897 г. был пострижен в монашество. В 1901 г. – рукоположен во иеродиакона, в 1902 г. – во иеромонаха. И на следующий же год он получил назначение быть строителем будущего Носовского монастыря. Было ему 40 с небольшим лет.
По приезде в Тамбовскую епархию о. Константин стал трудиться горячо и не жалея сил для Божьего дела. Как писали о нем «Тамбовские Епархиальные ведомости»: «Это человек в высшей степени энергичный, закаленный и неутомимый. Человек практики и здравого смысла, быстро схватывающий и усвояющий все на лету… Всякое дело кипело в его руках… Везде он старался поспевать сам. В крайнем случае, поручал дела своим двум помощникам, монахам Гермогену и Елеазару, тоже валаамцам. Для него ничего не стоило проскакать 40 верст на тряской тележке в какую угодно погоду. Приходилось и пешком. Осенью он носил совсем холодную одежду. Он нисколько не утомляется, когда приходится ездить по железной дороге, не спать ночи и питаться кое-как. О пище он совсем не заботится. Всё набегом. Обеда не заказывает [в дороге], а пробавляется чаем с булкой. Съесть три-четыре кильки для него уже роскошь».
Первой монастырской постройкой был двухэтажный на цокольном основании братский корпус, начатый строительством 8 апреля 1904 и законченный к августу 1908. Братский корпус помимо келий второго и первого этажей имел «подвальный этаж, приспособленный для хозяйственных служб (амбар, кладовая, погреб и др.)».
На втором этаже была церковь. Чину освящения места закладки храма предшествовал многолюдный крестный ход, попавший под сильный проливной ливень, на который народ совсем не обращал внимание. Строитель иеромонах Константин тоже участвовал в закладке и положил третий камень после Владыки и главы строительной комиссии о. Светозарова.
Корпус и домовая однопрестольная братская церковь во имя преподобных Серафима Саровского, Сергия и Германа Валаамских была освящена Преосвященным епископом Иннокентием 26 октября 1907 года.
Указ Святейшего Синода об учреждении Носовского монастыря и назначении первого его настоятеля – иеромонаха Константина — последовал 23 сентября 1908 года. В монастыре числилось 15 человек братии. Единственным иеромонахом был о. Константин. Предполагалось, что вскоре будет построен собор в честь Преображения Господня, но к сожалению, собор так и не был построен, в следствие событий, последовавших за 1917 годом.
К 1911 году на монастырской территории имелись и другие постройки: каменный амбар и ледник, деревянные баня, три кирпиче-обжигательных горна, кирпичные сараи, помещения для кирпичеделательной машины и её локомобиля, начата постройка одноэтажного каменного, с подвалом помещения монастырской гостиницы. Андриевский сообщал также, что «ризницею и церковною утварью монастырская церковь обеспечена в достаточной степени. Число братии монастыря не велико – 11 человек, из них: иеромонахов 3. В том числе настоятель, иеродиакон 1 и послушников, находящихся в монастыре на испытании – 7».
В исследованиях мы не находим указаний на то, что братия Носовского монастыря была изобличена в пороках, имевшихся в иных российских и тамбовских обителях, как, то: пьянство, обмирщение, ересьи пр. Известно, что в монастыре не было нанятой прислуги, тем более женщин. Братия в годы неурожаев, падения цен на аренду земли, обрабатывала земельные наделы преимущественно самостоятельно, без привлечения арендаторов, которые часто вели себя недобросовестно.
Паломнической активности способствовали образцовое материальное обеспечение и, конечно, святыни монастыря, иконы, часть Креста Господня, частицы мощей угодников Божиих, завещанные монастырю Андреем Михайловичем Носовым,а также добротно обустроенный храм. Не забывала братия и урока благотворительности, завещанного основателем монастыря. Во время неурожаев и погромов 1912-1914 годов монастырь раздавал хлеб беднейшим и устраивал бесплатные столовые. Во время Первой мировой войны монастырь на окраине губернии не располагал возможностью устроить лазарет для раненых, тем не менее, братия давала высокий пример патриотизма, жертвуя на военные нужды, являя милосердие к беженцам и военнопленным. В этом отношении оно опережало другие тамбовские монастыри, более населенные и богатые.
Единство и благополучие этого мира были беззаконно нарушены событиями революции: в 1917 году монастырь был закрыт, а двое его насельников: иеромонах Сергий, до пострига – Иван Гальковский, и иеродиакон Андроник, до пострига — Александр Барсуков — были злодейски убиты. В 2000 году они были канонизированы Русской Православной Церковью.Оба новомученика были валаамцами.
Первым в 1911 г. из Валаамского монастыря в Носовский перевели о. Сергия, уроженца Витебской губернии. В 1908 г., в год открытия Носовского монастыря, он только был зачислен послушником в Валаамский монастырь и проходил рыболовное послушание. В 1910 г. его постригли в монашество и на следующий год перевели в Носовский монастырь, где он бы рукоположен во иеромонаха и являлся одним из трёх священноиноков новой обители.
Иеродиакон Андроник, уроженец Олонецкой губернии, поступил в Валаамский монастырь в 1895 г. Был зачислен послушником в 1900 г. Пострижен в монашество в 1907 г. Он нес послушание помощника благочинного, затем находился в Тихвинском скиту, был канонархом. В Носовский монастырь о. Андроника перевели в 1916 г. и в 1917 рукоположили во иеродиакона. Он исполнял ответственное послушание эконома обители, и в том же 1917 г. защищая больного игумена и суммы монастырские, был злодейски убит хулиганами, напавшими на монастырь. Иеромонах Сергий погиб вместе с иеродиаконом Андроником (Барсуковым).
Двое названных валаамца были первомучениками революции. В обстановке растущего беспредела и беззаконий они пали жертвами первой волны красного террора. В 2000 г. из пострадавших за веру в революционный 1917 год Русской Церковью были канонизированы трое новомучеников: прот. Николай Кочуров и двое вышеупомянутых валаамских пострижеников. Их имена были упомянуты 7 (20) сентября 1918 г. на последнем заседании Священного Собора Русской Православной Церкви в докладе секретаря Собора В.П. Шеина «О гонениях на Церковь и новых мучениках»: «Почти по всей России совершается осквернение и поругание святынь… Нет ни одной епархии в пределах Советской республики, где бы ни было захвачено имущество почти всех монастырей. Одни из таких захватов носили характер чисто разбойничьих нападений… как, например… нападение на Носовский монастырь Тамбовской епархии, сопровождавшееся убийствомдвух человек из братии – иеромонаха Сергия и иеродиакона Андроника и ранением двух послушников»
В настоящее время это всё, что нам известно о святых подвижниках Носовского монастыря, препмчч. Сергии и Андронике. Мы знаем очень мало.
После закрытия монастыря, с 1917 года на территории обители располагалась тюрьма, а в 1920 году по решению президиума Борисоглебского уездного исполнительного комитета монастырь был передан под концентрационный лагерь на 500 человек, он просуществовал до 1950 года, а в 1953, после того, как в поселке был организован совхоз №3, в здании монастыря на втором этаже на месте храма был организован клуб, в бывшей трапезной монастыря- спортзал, на первом этаже в кельях монахов жили переселенцы.
В 1991 году группа верующих поселка Демьян Бедный обратилась в Тамбовское епархиальное управление с просьбой о возвращении верующим Спасо-Преображенского храма и территории монастыря и открытии в здании монастыря церкви. 13 марта 1991 года директор совхоза Петров А.П. подписал акт «О безвозмездной передаче здания монастыря под реставрацию и открытие».
В возобновленном храме братского корпуса Носовского Спасо-Преображенского монастыря 20 декабря, на день памяти преподобномучеников Сергия и Андроника, совершается торжественное богослужение. По благословению епископа Уваровского и Кирсановского Игнатия (Румянцева) 22 января 2017 года, с целью возрождения монашеской жизни в одном из святых мест Уваровской епархии, каким является монастырь, в обитель был назначен настоятель – иеромонах.
По материалам Спасо-Преображенского Носовского мужского монастыря