ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ АНДРЕЯ, АРХИЕПИСКОПА КРИТСКОГО

Первая седмица Великого поста — время чтения Великого канона, а вместе с тем и память его составителя — святителя Андрея, архиепископа острова Крит. Все житие преподобного стало примером подвижничества и просвещения в Слове Божием, что и дало возможность святому создать Великий покаянный канон.
Родиной святого Андрея Критского был древний город Дамаск. Время его рождения — около половины VII века, незадолго до покорения Дамаска мусульманами, что произошло в 633 году по Рождестве Христовом. Сведения о детстве, юности святого крайне скудны. Известно, что Андрей был сыном благочестивых родителей и до семи лет оставался немым. Чудодейственная сила святого Таинства Причащения Тела и Крови Христовой разверзли уста семилетнего отрока, показывая тем, как говорится в Прологе, «сколь велия есть в Пречистых Тайнах сила».
После исцеления святой Андрей всей душой предался изучению писаний, чтение которых стало его любимым занятием. Начитанный в Священном Писании и святоотеческих творениях, святой рано почувствовал в себе склонность к уединенной иноческой жизни. Уже на четырнадцатом году он оставил мир и удалился в иерусалимскую обитель святого Саввы Освященного.Здесь Андрей проводил строго подвижническую жизнь, неуклонно исполняя все высокие обеты иночества. По времени святой Андрей занял должность нотария (письмоводителя) Палестинского монастыря. В то время патриарший престол занимал святой Софроний, под руководством которого будущий пастырь «столь добродетельное, в целомудрии, воздержании и кротости, прохождаше житие, яко и самому Патриарху удивлятися о том, и бысть Богу угоден и всем полезен».
После блаженной кончины Патриарха Софрония правитель Патриархии (Патриарха тогда по причине притеснения от магометан не было) Феодор, зная строгую подвижническую жизнь инока Андрея, возложил на него должность синкелла (секретаря). Вместе с великими печалями и невзгодами, которые должны была испытывать в это время Христианская Церковь от мусульман, не менее огорчений и напастей ей приходилось испытывать от врага внутреннего — ереси монофелитов. Этой ересью заражены были не только народ и духовенство, но даже и сам Патриарх Константинопольский Сергий. Для умиротворения волнений во Вселенской Церкви потребовалось созвание Вселенского Собора.

«Он страшен бяше еретикам, яко непобедимый подвижник» (Пролог).

«В том соборе блаженный Андрей знатен сотворися святым отцом и самому царю, благодати ради Святаго Духа, еяже исполнен бяше, видена бо бысть ими в нем не токмо книжная премудрость и в православных церкве святых догматех искусство, но и богоугоднаго жития святыня: противу же еретиков добр воин Иисус Христов явися и много собору святых отец помогаше, крепко поборая по благочестию» (Пролог).

Обнаружив столь славную деятельность на VI Вселенском Соборе (680 г.), признавшем в Господе нашем Иисусе Христе соответственно двум естествам (Божескому и человеческому) равно и две воли, святой Андрей возвратился из Константинополя в Иерусалим. Здесь, у Гроба Господня, он хотел окончить и самые свои иноческие подвиги. Святой по-прежнему продолжал усердно подвизаться в посте и молитве и с большей ревностью изучать Слово Божие и творения святых отцов. Его святая жизнь и подвиги были причинами того, что Константинопольский Патриарх снова вызвал его в Царьград. Здесь подвижник был посвящен в сан диакона великой Софийской Церкви с поручением ему новой должности «сиропитателя». По душе явилась для кроткого и смиренного подвижника эта должность, в которой он поистине являлся всем для всех, обнимая своей благопопечительной любовью. Отец всех угнетаемых, заступник вдов и сирот, кормитель голодных и врачеватель больных, святой Андрей «во всем тако бяше усерден, яко самому Христу работаяй» (Пролог).

Преподобный Андрей Критский. Миниатюра в рукописи XII века

Вскоре святой пастырь был замечен и представителями Константинопольской Церкви, которая единогласно избрала его на архиепископскую кафедру древлехристианского острова Крита. Святой Андрей Критский своими трудами, поучениями и священными песнопениями изобильно питал души пасомых, наставляя их в истинах веры и благочестия.

Архиепископ стал для паствы заступником перед Богом и в годину тяжких испытаний от врагов внешних. На остров Крит, как повествуется в том же Прологе, напали сарацины «и град Друмеос нарицаемый, в немже христиане с пастырем своим святым Андреем затворишася, крепко воеваше, ничтоже успеша и со стыдом бежаша, не оружием гонимы, но сильнейшими паче всякаго оружия святителевыми молитвами, яже со слезами Богу пролия, и теми якоже стрелами врагов уязви». «Оставаясь православными, — говорит сам святитель в слове на Обрезание Господне, — мы избегали страха языков и острова прияли спасение — те острова церковные, которые были в опасности под Агарянами».

Святой преподобный Андрей Критский и святая преподобная Мария Египетская

Незадолго до своей блаженной кончины Критский пастырь по нуждам своей Церкви путешествовал в Константинополь и на обратном пути неподалеку от острова Митилены, восприял блаженную свою кончину.

В житии о кончине святого Андрея читаем: «Стекахуся к нему ищущие спасение душам своим. Имея возвратитися от Царьград восвояси, провидя кончины свою, целовав о Христе другов своих, сказа, что не имать Крита видети. Доплыв же до острова Митилена, разболеся и на месте некоем, Иерес нарицаемом, святую свою душу предаде в руце Божии, добре упас вверенных ему словесных овец стадо и вчинен есть в лице святых иерархов, предстоящих Престолу Святыя Троицы».
Доблестный пастырь Критский, столь много потрудившийся на благо Церкви Христовой, скончался предположительно в 712 г. по Рождестве Христовом. Святые мощи его видел Стефан Новгородец около 1350 г. в Царьграде, в монастыре его имени. Память святого Андрея Критского, кроме Триоди Постной, совершается по Минее 4 июля (21 июля по новому стилю).

Exit mobile version