В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исаии (Ис. 61, 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4, 16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник». И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.
В 312 году император-христианин Константин Великий постановил праздновать начало нового года не с 1 января, а с 1 сентября. В первую очередь это было связано с системой установки и сбора податей, то есть с началом нового финансового года.
В христианской Церкви эта традиция была воспринята далеко не сразу. Только лишь в VI веке, в правление императора Юстиниана I, традиция отмечать начало нового года 1 сентября вошла и в жизнь Церкви.
В древности на Руси Новый год по преимуществу отмечался 1 марта. Во-первых, это было связано с церковным преданием о сотворении мира, а во-вторых, на эту же дату сместилась языческая традиция встречи Нового года.
Однако на церковном Соборе в Москве в 1492 году было принято решение праздновать Новый год с 1 сентября.
При Петре I даты празднования начала гражданского и церковного Нового года разделились, так как Церковь не перешла на новую (1 января) дату празднования, установленную царем. После революции 1917 года был введен новый, григорианский, календарь.
Главное различие григорианского и юлианского календарей заключается в исчислении високосных годов. С течением времени разница между календарями увеличивается. В XXI веке она составляет 13 дней. Таким образом, по новому стилю новолетие отмечается 14 сентября.
по материалам «Журнала Московской патриархии»