23 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

ib805Во Введенском храме Оптиной Пустыни находится рака с мощами преподобного Амвросия, старца Оптинского – человека, который оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века. К его молитвенной помощи и заступничеству прибегаем мы и сегодня. У мощей старца происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых болезней.

Преподобный Амвросий не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен он принял схиму, и стал иеросхимонахом. В этом чине он и умер. 

Преподобный Амвросий (Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 года в семье причетника. Он закончил Тамбовскую духовную семинарию, где был первым учеником.

В последнем классе семинарии он тяжело заболел, так что почти не было надежды на выздоровление, и дал обет, что, если выздоровеет, пойдет в монастырь. Но, получив исцеление, долго откладывал исполнение обета. Александр был очень общительным и веселым, любил музыку и пение, много говорил и шутил. Но каждую ночь, когда все спали, вставал на молитву, горячо прося Господа простить его, укрепить и наставить на правильный путь. Часто он уходил для молитвы в лес. Однажды во время такой прогулки он подошел к ручью и явно услышал в его журчании: “Хвалите Бога! Храните Бога!”

В 1839 году Александр решил обратиться за советом к известному подвижнику Илариону, Троекуровскому затворнику. Тот сказал: “Иди в Оптину — ты там нужен”. Однако и после этого некоторое время Александру не хватало решимости окончательно порвать с миром. Но вот, наконец, 8 октября 1839 года он пришел в Оптину пустынь.

Преподобный Лев, который был в то время старцем, очень любил Алексея, и, хотя в воспитательных целях часто в лицо называл его “химерой” и говорил с ним гневно, но другим признавался: “Великий будет человек”. После смерти старца Льва Александр стал келейником преподобного Макария. Летом 1841 года он был пострижен в рясофор, в ноябре следующего года — в мантию, в феврале 1843 года был рукоположен в иеродиакона, а в декабре 1845 года — в иеромонаха.

Здоровье его сильно пошатнулось. В 1848 году он был вынужден выйти за штат. Состояние его было столь тяжелым, что он келейно был пострижен в схиму. Затем он начал потихоньку поправляться, однако изнуряющие болезни не оставляли его уже никогда.

Постепенно старец Макарий стал поручать некоторых из братии и приезжающих мирян окормлению отца Амвросия. А после смерти своего наставника он перебрался в старческую “хибарку”, где прожил 30 лет.

Со всех концов страны приезжали к нему люди за советом, помощью и утешением, с самыми трудными, порой казавшимися неразрешимыми вопросами. Ежедневно, несмотря на болезни, доводившие его до изнеможения, он принимал огромное количество народа и отвечал на десятки писем. Старец обладал даром рассуждения, прозорливости, даром проникновения в тайники человеческой души, и приходившие к нему понимали: он знает о них и о том, что им полезно, больше, чем они сами. Он обладал даром утешения и даром любви, так что мог облегчить самое тяжелое горе. Но по смирению своему все свои труды и подвиги, все свои дары он старался скрывать.

Осенью 1891 года болезнь старца усилилась, предсмертные страдания его были ужасны, сам он признавался, что ничего подобного прежде не испытывал. Однако старец Амвросий, не оставляя подвига старчества, занимался и устроением и окормлением женской Казанской общины в Шамордино, которая к 90-м годам XIX века насчитывала около 500 человек.

Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых. В годовщину возрождения обители, по милости Божией, произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе мироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона преподобного Амвросия. Совершались другие чудеса от мощей старца, коими он удостоверяет, что не оставляет нас, грешных, своим заступничеством пред Господом нашим Иисусом Христом.