19 августа Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Преображения Господа нашего Иисуса Христа. События, которые вспоминаются в этот день, описывают евангелисты Матфей, Лука и Марк.
После беседы о кресте и о славе царствия Своего, Иисус Христос, в бытность Свою в Галилее, взял из учеников Своих трех свидетелей воскресения дочери Иаировой, Петра и двух братьев, Иакова и Иоанна, и только с ними одними пошел на самую высокую в том месте гору — Фавор, чтобы там помолиться. Поднявшись на верх горы, Он стал на молитву; а ученики Его сели отдохнуть и от утомления уснули. Во время этой-то молитвы произошло чудное преображение Иисуса Христа и ученикам осязательно открылась Его слава, как Единородного от Отца. Вид лица Его изменился: оно просияло как солнце. Одежды Его сделались белы как снег, заблестели.
И из другого мира предстали два величайших пророка, законодатель Моисей и пророк, ревнитель по Богу Илия. Они явились в прославленном виде; но беседовали с Иисусом Христом о последних днях земной Его жизни, которые Он должен окончить в Иерусалиме. Пробудились апостолы: и увидали славу Его и двух мужей стоявших с Ним. Сердца их наполнились неизъяснимым восторгом: впрочем, они наблюдали и слушали в глубоком молчании. Но когда пророки отходили от Иисуса Христа, Петр не удержал порыва восторженной души и воскликнул: «Равви! Господи! как хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако и осенило их, и сошел из облака глас: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте». Услышавши этот голос, ученики пали на свои лица от страха. Но Иисус Христос подошел к ним и сказал: «встаньте и не бойтесь». Когда они поднялись, то около себя никого уже не видели, кроме одного Иисуса Христа. Когда сходили они с горы, Иисус Христос повелел им никому не рассказывать, что они видели, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых. (Мф 17:1—13, Лк 9:28—36, Мк 9:2—12).
В русской народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрёл потому что, по уставу богослужения, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Чин освящения совершается в конце праздничной Литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.