Одно из любимых современных увлечений — путешествия. В последнее время набирают популярность так называемые поездки по святым местам, когда группа людей посещают известные монастыри и храмы. Зачастую такие поездки знакомят людей с Православной верой, но иногда превращаются в хобби, поездки ради развлечений и рассказов друзьям.
Каким должно быть православное паломничество, мы узнаем у настоятеля Александро-Невского храма р.п. Мучкап священника Андрея Саврасова.
— Батюшка, расскажите, что такое православное паломничество и чем оно отличается от обыкновенной туристической поездки?
— Сейчас вошли в моду туристические поездки по святым местам, которые часто путают с паломничеством. Хотя паломничество и туризм связаны с темой путешествия, однако они имеют разные цели. Даже посещая одни и те же святые места, паломники и туристы делают это по-разному. Паломничество должно выглядеть как миссионерство, например, когда воцерковленный человек берет с собой людей маловоцерковленных, чтобы почерпнуть Божию благодать и укрепиться на духовном пути. Святые места, монастыри вливают в нас новую силу, и в таких местах мы понимаем, что мы – не одни, что нас, верующих людей, много, и что мы действительно на правильном пути. У туризма же главная цель – познавательная: знакомство с историей, архитектурой монастыря и так далее.
Бывали случаи, когда монахи сталкивались с такими ситуациями, что туристы начинали требовать утром кофе в постель. Прискорбная ситуация, однако и такое бывает.
— Батюшка, что Вы посоветуете человеку, который в первый раз отправляется в паломничество? Куда и с кем ехать?
— Паломническая поездка должна, в первую очередь, начинаться со своего храма. Ведь паломничество – это что такое? Это поездка по святым местам, по монастырям, где мы отдаем дань уважения тем святым угодникам, мощи которых покоятся в этих монастырях. Но чтобы отправиться в поездку, надо сначала посоветоваться со своим духовником, с тем батюшкой, у которого вы часто исповедуетесь, причащаетесь. И если батюшка благословляет на паломничество, то, конечно, можно ехать.
В первую очередь человек должен стараться исповедоваться и причащаться у себя на приходе, так как выше Причастия ничего не может быть. А паломнические поездки – это дополнение и укрепление в любви Божией. И поэтому, когда мы едем по святым местам, мы в первую очередь должны ставить такой уклон: есть храм, мой приход, мой духовник, от которого нужно получить ответ: будет ли мне полезна эта поездка или нет? Вот именно на это изначально надо опираться.
— А каким должно быть паломничество?
— Паломническая поездка должна проходить в труде. Мы порой организуем паломническую поездку в шикарных машинах, в сопровождении духовных песен. Это получается какое-то приятное удовольствие, отдых. Но паломничество все-таки должно сопровождаться трудом. В чем он заключается? Это пост, молитвенные труды, это возможность пройти пешком «ради Бога». Господь пожертвовал Собою, ради нас всех пострадав на Кресте, и мы должны хоть немножко как-то жертвовать собою ради Христа. Эта жертва заключается именно в самопожертвовании, самоотдаче, в творении каких-то миссионерских действий. Если вы обеспеченный человек, то можете пожертвовать на этот монастырь, если нет финансов, то надо настроиться на то, чтобы физически поработать там, потому что монахи нуждаются в этом. Этим самопожертвование будет прекрасно.
Если вы едете в паломничество, лучше, если это будет сопровождаться подготовкой к Исповеди и Причастию.
— Отец Андрей, можно ли поехать в паломническую поездку человеку, который совсем не ходит в храм?
— Знаете, в своей практике я такую ситуацию встречал. Молодая девушка была далека от православной веры, мы собирались ехать по святым местам на автобусе и одна из активных прихожан ее пригласила. Эта поездка на нее повлияла очень положительно. Она является предпринимателем, и после паломничества она так вдохновилась, что у нее появилось искреннее стремление к Богу.
Задача любого православного человека, также как и священника, посеять семя добра, а Господь уже свое дело сделает. Прорастет это «семечко» сразу или через какой-то период времени. Таких людей надо побуждать на поездки по святым местам, чтобы они видели, что они не одиноки, чтобы знали, о чем учат святые отцы, архиереи и священники.
— Преподобный Серафим Саровский говорил, что для настоящего христианина святыня – там, где он живет. Может быть, лучше воцерковляться там, где ты живешь, а не путешествовать по всему миру?
— Безусловно, мы должны воцерковляться именно дома, в своем приходе, со своим батюшкой, стараться не колебаться из стороны в сторону. Потому что когда человек не может определиться, в какой ему храм ходить и какому батюшке исповедоваться, это называется «шаталова пустынь». Паломнические же поездки нам полезны именно для укрепления, для каких-то молитвенных трудов и они все-таки должны совершаться время от времени.
Знаете, я встречал одного молодого человека, который любил путешествовать по святым местам. У него был духовник, который его исповедовал, причащал, и он считал себя можно сказать идеальным, все у него хорошо. Как-то раз поехал он в один монастырь. Видит – батюшка такой хороший, решил подойти поисповедаться. Однако он отошел от монаха расстроенный. А что произошло? Тот духовник, который вел молодого человека, знал его грехи и страсти и потихонечку из этого выводил. А монах-то не знал. Понимая, что на нем страшный грех, он наложил на него епитимью на полгода, отлучил его от Причастия. И он приехал домой, подходит к своему батюшке, рассказывает о случившемся. Батюшка ему говорит: тут я уже ничем помочь тебе не могу, потому что епитимью снимает только тот батюшка, который накладывает. Вот, полгода тебе теперь надо ходить в храм, молиться, но не причащаться. И этот молодой человек весь истосковался без Причастия, ему было тяжело. И были такие моменты, когда он оставался после службы, подходил к священнику и просил вынести пустую Чашу, хотя бы поставить на голову. Такая у него была жажда причащаться, но епитимья была наложена…
Монастыри, святые источники нас укрепляют, везем с источников святую воду, потом умываемся ей, пьем натощак – это все очень замечательно. Но если мы не будем сопровождать все это духовной жизнью, то пользы не будет.
— Отец Андрей, благодарим Вас за интересную беседу.