Фрески, которые могут принадлежать кисти преподобного Андрея Рублева, этим летом были найдены в Успенском соборе в Звенигороде. Их удалось обнаружить в ходе реставрационных работ.
Успенский собор города Звенигорода – один из наиболее известных из сохранившихся памятников архитектуры Московской Руси рубежа XIV-XV столетий, времени, которое называют эпохой Андрея Рублева. До последнего времени собор входил в число малоизученных культурных объектов. В 1950 годы его тщательно и добросовестно исследовал архитектор Борис Огнев, однако он не имел возможности установить леса, провести зондажи и археологические раскопки.
В последние несколько лет сотрудниками Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) на памятнике ведутся работы, уже принесшие ряд открытий, принципиальных для истории древнерусского искусства. Например, доказано, что апсиды и глава собора завершались рядом миниатюрных каменных кокошников – ранее такой прием был известен лишь на домонгольских памятниках Владимира.
Собор знаменит не только высочайшим уровнем своей архитектуры, но и фресками. Фрагменты древней росписи на столбах и в барабане храма были расчищены в 1960-е годы. Этим летом совершено еще одно открытие – исчезнувшие более двух веков назад древние росписи на сводах храма, в приличном объеме и неплохой сохранности. Они явились после удаления кирпичных арок, которыми в начале XIX века были подперты обветшавшие своды. Под ними-то и скрывались фрески, предположительно кисти преподобного Андрея Рублева – авторство его росписей, как и в большинстве случаев, подтверждается не документально, но лишь умозрительно.
На четырех арках, перекинутых между столбами храма, читаются остатки фресковых композиций – в центре круг с шестикрылым серафимом, по сторонам — расположенные головами к нему фигуры святых. Хорошо видны крылья серафимов, прочие фрагменты довольно ровного серого цвета, лишь по графьям (процарапанным в штукатурке контурам фигур) читаются нимбы, либо фрагменты одежд, либо стоящие на горах ноги.
«Поверьте, для Рублева это очень приличный внешний вид, и главное, понятна композиция всех росписей. Ну и потом, их же еще не чистили – фрески, раскрытые в советские годы, на старых фото имеют не яркий, но совершенно очевидный цвет, а сейчас они такие же серые из-за того, что в храме жгли дешевые парафиновые свечи. Сейчас и свечи другие, и технологии — реставраторы живописи займутся находками в следующем году, когда мы пыльные работы закончим», — рассказал раскрывший живопись архитектор-реставратор Георгий Евдокимов.
В данный момент реставраторы разгребают полутораметровые завалы камня на чердаке собора – это верхний ярус кокошников, сбитый несколько столетий назад при устройстве простой скатной кровли. Выясняется, что древнее завершение можно не просто умозрительно реконструировать, но буквально собрать из имеющихся обломков. Скоро перед экспертами встанет вопрос о том, как поступить с результатами этих открытий, ибо под вполне трогательной зеленой скатной крышей спрятано отлично сохранившееся, хотя и демонтированное завершение уникального средневекового памятника.
По информации сайта Православие.ру