Интервью с православным поэтом, клириком Христорождественского кафедрального собора
священником Владимиром Крючковым
— Отец Владимир, что в Вашей судьбе первично – Православие или поэзия?
— В Церковь я пришел уже в зрелом возрасте, а поэзия со мной смолоду. Я родился в соседнем городе Жердевка Тамбовской области. Больший отрезок жизни прожил там, хотя по стране по роду своей деятельности пришлось поездить немало. Военнослужащий запаса, 14 лет отдал Вооруженным силам, служил в пограничных войсках на китайской границе, затем проходил сверхсрочную или, как теперь говорят, контрактную службу на авиабазе в Жердевке. К Церкви имел косвенное отношение: у меня верующая супруга и теща, сам же будучи военнослужащим, мало посещал храм. Когда полк расформировали, был вынужден снять погоны и вот тогда я стал задумываться: почему в стране такое происходит? что творится с нашим народом? Начал искать ответы на мучившие вопросы, и эти поиски привели меня в Церковь.
Так началось мое воцерковление: сначала в качестве обычного прихожанина Александро-Невского храма в Жердевке, затем — певчего клироса. Уже потом поступил в Тамбовскую духовную семинарию и тогда настал переломный для меня момент. Те вопросы, которые мучили меня не один десяток лет, вдруг неожиданно нашли свое разрешение. Я нашел ответы у мудрых священников–преподавателей, добрых братьев-друзей, а также в библиотеке Тамбовской духовной семинарии, которая у нас самая большая в ЦФО и насчитывает более сорока тысяч духовных книг. Все это коренным образом повлияло на мое творчество, которым я занимался с юных лет. Моя поэзия получила совершенно другое направление, появился искомый стержень и тогда я четко осознал, что высшая поэзия рождается в Церкви.
— Что послужило началу Вашего поэтического пути?
— Как и всякий молодой человек, в юности пытался писать стихи: о любви, о природе… Уже тогда почувствовал, что мне не хватает какой-то глубины, не хватает чего-то очень важного, о чем надо сказать людям, донести свои мысли, чувства. Прошли годы, и неожиданно для меня самого на первом курсе учебы в семинарии в моих стихах полилась православная струя. Причем так резко и точно, что, иногда становится не по себе — как будто это не мое.
Любой творческий человек знает, что приходит какое-то время, порой неожиданное, и вдруг открывается какой-то портал и идет информация, которую тотчас необходимо записать и потом просто обработать – это так называемое вдохновение. А после этот портал закрывается и человек понимает, что сам он, даже если захочет написать, то ничего не напишет. Лишний раз убеждаюсь, что любое творчество от Господа. Он дарует творческим личностям Свою благодать, и они начинают творить: будь то стихи, живопись, музыка — во всем обязательно участвует Господь.
— Отец Владимир, творческих людей в Уваровской епархии наверняка много, однако не все на виду, не всех мы знаем. Может быть, есть возможность их объединить, поднять на то, чтобы и их творения стали заметны людям?
— Это, безусловно, необходимо сделать. Очень много творческих личностей не являются профессиональными писателями, поэтами, но у них очень глубокие произведения, которые им хотелось бы донести до людей. Обществу крайне нужны люди, стремящиеся возрождать православные, общечеловеческие ценности.
Сейчас всем известно, что нам навязывают средства массовой информации: насилие, грубость, жестокость, эгоизм и прочее. Что касается литературы, то если мы зайдем в любой книжный магазин, сразу увидим, что от нашей классики остались одни только названия. Итак, раздел «классика» — подходим, смотрим — одни иностранные имена, раздел «история» — то же самое, в числе других книг одни боевики, ужасы, любовные романы… Низкопробное чтиво захлестнуло нашу страну мутным потоком и нам необходимо этому что-то противопоставить. Потому что люди уже не хотят это брать, они стремятся к иному, ведь как мы были православными в своих корнях, так мы и остались таковыми.
Большинство классиков русской литературы были глубоко верующими людьми, или, по крайней мере, людьми, ищущими веру. Среди них Гоголь, Пушкин, Лесков, Салтыков-Щедрин и многие другие. Все те ценности, которые описаны в их произведениях, являются евангельскими истинами, только преобразованными для светских людей. Такое полезное творчество необходимо возрождать и наша епархия готова идти навстречу православному творческому свету. Мы ищем и поэтов, и прозаиков, и публицистов — людей, работающих в любых жанрах. Всем этим людям можно обращаться к нам, в Уваровскую епархию. Думаю, если это направление пойдет успешно, то, возможно, возникнет необходимость создать на базе нашей епархии православное литературное объединение. Если будет на то благословение Божие.
Мы вместе сможем общаться, публиковать свои произведения в местных печатных изданиях, на сайте Уваровской епархии. Наиболее достойные будем отправлять в «Колокольный звон», газету Тамбовской митрополии, которая нам любезно предоставляет полосы, а в номер, посвященный Рождеству Христову, нам дают целый разворот — для работ талантливых творческих личностей.
— Куда творческим людям можно присылать свои работы и контактные данные?
— Самый оптимальный вариант – это на адрес электронной почты отдела пресс-службы Уваровской епархии с меткой «Для отца Владимира»: pressa@uvar-eparhia.ru.
Очень хотелось бы, чтобы откликнулись люди православные, творческие, неравнодушные к состоянию писательской среды, чтобы они нашлись и привнесли свою достойную лепту в творчество Православной Церкви.
***
Мой Тамбов
О мой Тамбов — ты вновь в моей судьбе
Зажжен, как в поздней осени костер.
О город мой, опять иду к тебе —
Ты мне свои объятья распростер.
Пройду туда, где детства жили сны,
Там улицы прямые как стрела.
О мой Тамбов — дыханье старины,
Соборов золотые купола.
Связала нить сегодня и вчера,
Мозаикой сложилось бытие.
О мой Тамбов — Афонская гора,
Духовное пристанище мое.
Недаром ты родился на Покров —
В том — промысл Божий, и Его печать
О пастырь мой и друг, родной Тамбов!
Навек с тобою Божья благодать.
***
Бессонница
Ночь тиха и темноока стала у твоих дверей.
И обуглены до срока головешки фонарей.
Сквозь сомкнутые ресницы ясно вижу ровный след.
Недописанной страницы в полумраке белый свет.
Дремлет детская качалка. В серебре пустынный двор.
Три непринятых. Как жалко, что не вышел разговор.
Ночь. Заснежены кварталы в городской немой тиши.
Ночь. Открыты все порталы для мятущейся души.
***
Альма матер
На исходе последнем луны наспех с близкими я попрощаюсь.
С неосознанным чувством вины, альма матер, к тебе возвращаюсь.
Нет в миру ни добра, ни любви, лишь тщета, суета и кручина.
Знаю — примешь в объятья свои и простишь непутевого сына.
Будет ветер листву ворошить под напев колокольный знакомый.
Завтра Господу выйдем служить. Вот и все. Слава Богу, я дома.
***
Стихотворный перевод «Послания к коринфянам» апостола Павла
А знаешь, как строго в час оный с тех спросится,
Кто жизнь разбазарил, любви не имея?
Любовь не завидует, не превозносится,
Любовь не гордится, а всеми владеет.
Любовь долготерпит, с неправдой не дружит.
Она милосердствует, все переносит.
Корысти не ищет, а истине служит.
Стремится к любому, кто только попросит.
Любовь все покроет и всякому верит.
Бесчинства отринув, имеет надежду.
Уйдет суемудрием мир, не измерив,
Она же останется той, что и прежде.
Ищите любовь, призывайте любовь,
Дарите, творите, покуда живем,
Пока есть Пречистое Тело и Кровь,
Сердца наполняйте духовным огнем.
***
Любовь – не водопад,
А тихое теченье
Большой реки времен
Среди степных равнин.
Любовь – не взрыв звезды,
А ровное свеченье
Сквозь мрак и пустоту
Космических глубин.
Любовь – не сон души,
А действие и сила,
Служенье, созиданье,
Творенье долгих лет.
Так от большой звезды, –
Гигантского светила
На всех и для всего
Идет к нам теплый свет.
***
Древняя песнь
(белый стих)
Удивляйтесь! Удивляйтесь!
Да чего ж вы все не удивляетесь?!
Ведь мир Божий создан
Таким удивительным
У нас есть солнце, которое
никогда не гаснет,
и реки, и моря, которые
никогда не пересыхают,
К нам прилетают птицы,
и нам неведомо — как они летают?
И это удивительно!
И мы видим множество животных,
таких непохожих друг на друга,
и это тоже достойно удивления!
А огромные деревья, которые
выросли из маленького семечка,
Разве они помнят об этом
А вечное небо над головой,
которого хватает на всех
и которое такое разное,
разве нельзя ему удивиться?
Но самое удивительное в }мире —
это человек
В нем—все, и он — во всем
И он достоин высшего удивления.
Так чего же вы все не удивляетесь?..
Иерей Владимир Крючков