ДЕТИ В ХРАМЕ

DSC_0282-1024x680Все чаще родители обращаются за помощью к священникам с вопросами о правильном воцерковлении детей. Как воспитать в ребенке любовь к Церкви и богослужению? Как вести себя в храме, чтобы дети не утомлялись и не отвлекали других прихожан от молитвы? Об этих и других моментах церковного воспитания рассказывает руководитель отдела образования и катехизации Уваровской епархии священник Дмитрий Овсянников.
— Батюшка, для начала поясните, какой опыт церковной жизни получают дети, «приводимые (приносимые)» к Причастию?
— Причастие ребенка — это тот опыт духовной жизни, который может защитить его от событий в жизни, влекущих за собой грех. Не случайно апостол Павел говорит: «Облекитесь во всеоружие Божие» (Еф. 6, 10-12). Мы должны иметь в себе это оружие: щит веры и меч, которым является слово Божие.
Родители обязаны приводить ребенка в храм с самого раннего возраста, если хотят, чтобы впоследствии он вырос хорошим, добрым христианином. Однако мамам и папам нужно помнить, что, если приносить ребенка на Причастие, и при этом самим не причащаться, то впоследствии он задастся вопросом: «А зачем мне это нужно, если мои родители не причащаются и не молятся?». Соответственно, чадо не почувствует веру и не воспылает любовью ко Христу. Поэтому очень важен родительский пример духовной жизни, это касается и поведения в храме.
Мы должны себя спросить: «А зачем я вожу ребенка в храм?». Приводить детей в храм следует в первую очередь для того, чтобы они научились любить Бога. То есть не просто, чтобы сын или дочь в дальнейшем подали стакан воды своим престарелым родителям, а именно для того, чтобы они в своем сердце почувствовали любовь к Богу.
Вспомните слова Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал своим ученикам: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мф.19,14).
— Большинство детей непоседливые и шумные. Как объяснить ребенку, что в храме себя нужно вести тихо?
— Воспитание ребенка должно начинаться с самых азов. Сейчас многие ученые признают, что ребенок, находясь в утробе матери, слышит и понимает, что происходит во внешнем мире. И то, что мама во время беременности посещает богослужения, сказывается на самом ребенке. Если мы хотим, чтобы наш малыш вел себя тихо в храме, то надо приложить к этому усилия. Конечно, здесь сказывается и регулярность посещения богослужений. Как можно ожидать благоговейного поведения ребенка в храме, если он бывает там раз в год?
Начинать надо с малого. В церковной практике младенцев приносят непосредственно к Причастию. Затем время пребывания на богослужении постепенно увеличивается.
— Батюшка, но богослужения занимают длительное время. Даже воцерковленный ребенок, бывающий часто в храме, не может выстоять всю службу и начинает отвлекаться. Что делать в таком случае?
— В определенные моменты богослужения можно занять ребенка: приложиться к иконе, рассказать доступным языком о том, чье это изображение и почему мы к нему прикладываемся. Можно предложить ребенку потушить свечи, все дети это очень любят. Таким образом, малыш отвлечется на какое-то время. Но потом родителям снова необходимо вернуть его в русло богослужения. Оставлять детей без присмотра не нужно, следует всегда за ними наблюдать.
Нельзя ходить вместе с ребенком в самые ответственные моменты богослужения. Каждый такой момент Литургии ребенку надо объяснять.
— Мы говорим о более старших детях, а как быть с младенцами, которых приносят на Причастие. Часто они начинают плакать и капризничать. Но в таком возрасте ему ничего нельзя объяснить. Как быть?
— К сожалению, сейчас очень много препятствий создают сами прихожане. Здесь важно особое состояние приходской общины. Нужно понимание, что маме с ребенком тоже не очень просто находиться в храме. И не совсем корректно смотреть на нее как на женщину с другой планеты, которая пришла и нарушила покой в храме. Надо отнестись с пониманием. Приведу в пример нашу семью. Моя матушка поет на клиросе. Она не всегда может присмотреть за детьми, поэтому часто прихожане помогают ей в этом, чем очень облегчают пребывание детей в храме. Здесь главное понять, что такое отношение должно быть не только к детям священника, а ко всем детям, которых приводят в храм.
— Многие семьи сталкиваются с проблемой. Маленьких детей надо приводить (приносить) непосредственно к Причастию. Одновременно священники рекомендуют, чтобы взрослые, желающие причаститься, приходили к началу Литургии. Как быть родителям, которые и сами хотят причаститься и детей причастить?
— Причастие всей семьей необходимо. Поэтому проблему причастия семьи, в которой есть младенец, надо решать сообща. Например, в это воскресенье причастится папа, а мама придет с ребеночком перед Причастием, чтобы причастить его, а на следующей неделе они могут поменяться и тогда уже мама сможет причаститься. Когда ребенок подрастет, лучше посещать богослужения всем вместе. Это самый лучший способ привить ребенку любовь к Богу.
— Отдельный и немаловажный вопрос. Какие богослужения можно посещать с детьми кроме воскресной и праздничной Литургии?
— Можно прийти в Великий пост на канон Андрея Критского. Необязательно стоять все несколько часов. Можно прийти на несколько минут и помолиться вместе с ребенком. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадский: «Лучше пять слов произнести от сердца, чем тысячу языком». Поэтому не стоит давать ребенку сразу всю полноту молитвенного правила, лучше приучать понемногу, но так, чтобы он понимал, зачем он это делает. Чтобы он осознавал, что с помощью молитвы он общается с Богом.
Еще можно привести ребенка на ночное Пасхальное богослужение. Конечно, не на всю Литургию, но какую-то часть необходимо посетить. Уверен, что для ребенка это будет очень большая радость, и он потом весь год будет вспоминать, как они всей семьей в храме встретили праздник Светлого Христова Воскресения. Это зерно добра, которое зародится в маленьком сердце ребеночка, останется с ним на всю жизнь. Святой Авва Дорофей говорил, что зерно добра, посеянное в сердце человека, неискоренимо. Прорастет оно или нет, это будет зависеть от многих условий, но заложить его в сердце маленького человека мы просто обязаны.
— Благодарим за беседу.