15 октября по благословению епископа Уваровского и Кирсановского Игнатия в городе Кирсанов состоялись III Вениаминовские чтения, посвященные 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Результаты многолетних трудов на религиозную и научную тематику представили исследователи из Москвы, Тамбова, Саратова, Ростова-на-Дону.
Вениаминовские чтения по традиции начались с молебна на всякое благое дело в Тихвинском храме города Кирсанов. После этого участники и слушатели чтений собрались в актовом зале аграрно-промышленного колледжа. Приветственное слово епископа Уваровского и Кирсановского Игнатия зачитал секретарь Уваровской епархии иеромонах Тихон (Зубакин). В обращении к участникам чтений было, в частности, сказано: «К сожалению, сегодня в современном мире преобладают процессы не единения, а разделения. На нас обрушивается мощный поток информации, который, зачастую, несет разрушающее воздействие. И мы с вами свидетели того, как наше общество становится все более разрозненным, как рвутся связи между самыми близкими людьми, разрушаются традиционные, присущие России понятия о семье, чести и целомудрии, любви к Родине. Выхолащиваются такие важные понятия, как совесть, долг, жертвенность, бескорыстие. И молодому поколению подчас очень непросто сделать выбор в условиях, когда размыты понятия добра и зла, греха и добродетели. Но мы будем верны выбору святого равноапостольного князя Владимира, поможем сделать его и нашим детям!».
Научную часть чтений открыл проректор Тамбовской духовной семинарии, аспирант Общецерковной аспирантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, священник Антоний Лозовский. В докладе на тему «Созидание Святой Руси и языческое движение в России. Проблемы настоящего и уроки для будущего» отец Антоний отметил: «В современной России развиваются две совершенно противоположные по своему духу тенденции. Первая связана с возрождением и развитием тех духовных традиций созидания Святой Руси, которые более 1000 лет назад были заложены святыми равноапостольными князем Владимиром и княгиней Ольгой и укреплялись трудами бесчисленным сомном русских святых, подвижниками благочестия и просто благочестивых мирян. Вторая во многом обусловлена влиянием извне и направлена на углубление духовного кризиса Российского общества. Для того чтобы преодолеть этот духовный кризис русскому народу, всем нам предстоит тяжелый труд, связанный с воспитанием подрастающего поколения, воспитанием самих себя на традициях Отечественной духовной культуры, отстаиванием своей религиозной духовной идентичности от воздействий извне».
Гость из Саратовской епархии, священник Максим Плякин, член комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви представил доклад о протоиерее Михаиле Сошественском. Отец Михаил — уроженец Саратова, последние годы своей жизни (после изгнания в советское время за пределы Саратовской области), служил в Космодамиановском храме города Кирсанов. За свою жизнь был несколько раз арестован за пропаганду, агитацию, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти. В 1937 году он был расстрелян. За его мученичество Господь даровал Своему верному служителю дар чудотворений. Известно, по крайней мере, два случая чудесного исцеления по его молитвам.
Отец Максим отметил, что в настоящее время Саратовской епархиальной комиссией по канонизации готовятся материалы к прославлению протоиерея Михаила в лике святых.
Об особенностях репрессивной политики в отношении духовенства в казачьих районах юга России в 30-е годы рассказала слушателям гостья из г. Шахты, кандидат исторических наук, преподаватель ПСТГУ, преподаватель ДДС Юлия Бирюкова. В своем докладе она проследила как социально-исторические особенности Донского региона оказали влияние на политические, социокультурные процессы, побудившие в конечном счете советскую власть перейти к методам террора в отношении духовенства и мирян.
— Уничтожение Православной Церкви явилось важной составляющей политики власти по проведению социалистических трансформаций. Сельское население Дона сопротивлялось лому его традиционного уклада и культуры, что решительно подавлялось репрессиями. Неудачи большевиков в деле антирелигиозного перевоспитания населения, его протесты, рост социального напряжения в стране стали одной из главных причин развертывания большого террора конца 30-х годов как самого продуктивного инструмента политики Сталинского режима», — рассказала исследователь.
Доклад о двух городах: Кирсанове и Новочеркасске, соединяющихся не только внешней схожестью, но и именем митрополита Вениамина (Федченкова), в которых он бывал и трудился, представил Просветов Ростислав Юрьевич, член рабочей группы при Научно-редакционном совете по изданию документов Собора 1917-1918 гг.
Атаман хуторского казачьего общества Кирсановское Урюпин Виталий Анатольевич поведал о взаимосвязи хуторского казачьего общества с Уваровской епархией. В частности отметил: «В наши дни приоритетной задачей государственных учреждений образования и культуры, также Православной Церкви является духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи. И наше хуторское общество работает в этом направлении. С Православием судьба казачества связана уже второе тысячелетие. Казачество всегда заявляло о себе как о плоти Православия и защитнике христианского мира. Поэтому наша хуторская организация живет под девизом: «Служу вере православной, Отечеству и казачеству».
Об организации преподавания Основ православной культуры в начальной школе рассказала учитель начальных классов и руководитель методического объединения учителей ОПК г. Кирсанов Егорова Ирина Анатольевна. В своем докладе она сделала вывод, что нравственные качества личности ученика формируются через инновационные формы работы. Они закладываются уже сегодня и основаны на идее добра, совести, справедливости, милосердия, патриотизма, достойного уважения к человеку. «Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой. Мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало намного лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим», — завершила Ирина Анатольевна.
Пленарное заседание завершилось концертом. Перед присутствующими выступил коллектив Кирсановской Воскресной школы, а также коллектив хуторского казачьего общества.
III Вениаминовские чтения запомнятся участникам и благодаря увлекательной экскурсии в с. Софьинку (Уметский район), на родину митрополита Вениамина (Федченкова).
Следующие чтения пройдут в 2016 году в рабочем поселке Инжавино.