НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ НОСОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ: ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ»

20 июня в Спасо-Преображенском храме села Демьян Бедный Жердевского района состоялась научно-практическая конференция «Спасо-Преображенский Носовский мужской монастырь: от прошлого к настоящему», посвященная 110-летию основания Носовского монастыря, памяти новомученников и исповедников Российских.

По православной традиции перед началом форума благочинный Жердевского благочиннического округа священник Иоанн Минаев и настоятель Спасо-Преображенского храма села Демьян Бедный иеромонах Тихон (Зубакин) совершили молебен, за которым молились все присутствующие.
В начале конференции к собравшимся обратилась заведующая отделом образования Жердевского района Лариса Кадунина.
Первым с докладом выступил настоятель Спасо-Преображенского храма иеромонах Тихон (Зубакин). Отец Тихон представил слушателям доклад на тему «Спасо-Преображенский Носовский мужской монастырь: история и перспективы изучения», в котором рассказал историю основания, закрытия и разрушения монастыря, а также отметил, что возрождение Носовской обители — дело православной совести верующих. Разрушение святыни, изгнание монашествующих не привели безбожную власть к искомым результатам, напротив, духовно-нравственная трансформация, демографический спад, разрушение мира русской деревни, обнищание духовное — плоды жизни без Бога. И напротив, молитва, страдание, жертвенные нужды, труды православных людей, устоявших в вере, дают нам теперь возможность восприять духовные уроки прошлого, которые дают нам замечательные представители былого благочестия. «Следует заметить, что наш исследовательский интерес не ограничивается историей монастыря, как такового. Духовные, православные традиции места, где мы находимся — это, прежде всего, история монашества, история верующих, мистическая история движения человека к Богу, отметил в своем выступлении отец Тихон. — Легко читается связь с Валаамским, Соловецким, Саровским монашеством, а также с многочисленными монастырскими обителями Тамбовской, Воронежской, Московской и других епархий. Все это говорит о единстве православного мира, важнейшей частью организма которого являются монастыри. Единство и благополучие этого мира было беззаконно нарушено событиями революции».
Далее о трагедии поколений в послереволюционной России рассказала заместитель главы города Уварово Валентина Кобзарь. Валентина Евгеньевна по цепочке имен широко известных священомученников перешла к именам, непосредственно связанным с Уваровской землей. О некоторых священниках, пострадавших за веру, она рассказывала подробно, некоторые имена она называла для того, чтобы они сегодня были на слуху.
Тему гонений на Русскую Православную Церковь продолжил заведующий архивом Борисоглебской епархии Сергей Шуваев. Районы Воронежской области, граничащие ныне с Тамбовской областью, когда-то относились к Борисоглебскому уезду Тамбовской губернии. Поэтому истории двух митрополий в годы репрессий общие, об этом в своем выступлении сказал Сергей Викторович. «Гонения безбожной власти оставили глубокий след на теле Русской Православной Церкви. Среди десятков тысяч уничтоженных в этот период христиан, находилось большинство канонизированных ныне Православной Церковью новомучеников, которые разнообразием своих личностных дарований и величием своих духовных подвигов подтвердили славу Русской Православной Церкви, прежде всего, как Церкви мучеников, — отметил Сергей Викторович. — Воронежская и Тамбовская епархии, как одни из центральных епархий страны, в полной мере ощутили на себе всю ярость богоборческого государственного режима. Наша земля украсилась сонмом новомучеников и исповедников веры. Сотни простых сельских священников, монашествующих и мирян оказались подвижниками веры, с верностью и самопожертвованием прошли они свой жизненный путь».
Кандидат исторических наук, доцент Вера Орлова привлекла внимание слушателей к проблеме сохранения церковных святынь в 1917-1918 годы. В завершение своего доклада Вера Дмитриевна привела слова, прозвучавшие на 169 заседании Священного Собора в Москве, придающие духовный смысл гонениям, которыми Церковь отбрасывали к нищете: «Да будет ведомо всем, что Церковь Православная дорожит своими святынями по их внутреннему значению, а не ради материальной ценности, и что насилие и гонения бессильны отнять у нее главное сокровище — святую веру, залог ее вечного торжества. Ибо сея есть победа! Победившая мир вера наша!» Также Вера Дмитриевна отметила: «Возрождение этого монастыря, в стенах которого мы сегодня собрались, утверждение того, что любые материальные потери Церковь вынесла, сохранив главную свою святыню — веру святую».
Рассказ о монастырях, которые существовали на Тамбовской земле до революции поведал заведующий архивом Тамбовской митрополии Олег Левин. Из его доклада слушатели узнали, что Тамбовская епархия была одна из крупнейших епархий Российской империи, в которой насчитывалось большое количество монастырей. На 1917 год их было 28. Тамбовский край в то время можно было назвать краем крестьян, помещиков и монахов. Значение монастырей было велико и в жизни Тамбовской епархии и в целом в жизни России. Олег Юрьевич выразил надежду, что и сейчас постепенно монашеская жизнь будет возрождаться, в том числе и на Тамбовской земле, в частности и в стенах этого бывшего Носовского монастыря.
Людмила Евтихиева, кандидат филологических наук, доцент подготовила для конференции несколько поучительных историй из жизни основателя монастыря, Андрея Михайловича Носова, рассказанных им самим. Истории были представлены в виде сценок.
Завершил конференцию настоятель Космодамиановского храма в селе Степановка Ржаксинского района священник Владимир Алейников. Отец Владимир ранее был настоятелем Спасо-Преображенского храма, за годы служения здесь он смог собрать материалы, рассказывающие о том периоде, когда после закрытия монастыря в здании братского корпуса размещался лагерь для заключенных.
Конференция закончилась, и можно смело сказать, что организаторам удалось добиться поставленной цели, а именно привлечь внимание научной и культурной общественности к современным задачам возрождения региональной православной традиции.