15 лет со дня блаженной кончины архимандрита Авеля (Македонова)

6 декабря 2006 года отошел ко Господу наместник Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово Рыбновского района Рязанской области священноархимандрит Авель (Македонов). Святогорец, мудрый духовник и наставник, архимандрит Авель был одним из тех светочей веры, благодаря которым традиции подвижничества сохранялись и преумножались.

Опытного в духовной жизни старца, возобновителя Иоанно-Богословской обители, который с 1989 года неутомимо участвовал в её возрождении, насаждая в её стенах дух истинного Боголюбия и взаимной братской любви, собрались почтить духовенство и прихожане с разных уголков нашей Родины.

6 декабря 2021 года поминовение началось с Божественной литургии в Успенском храме Иоанно-Богословского мужского монастыря. Возглавил богослужение митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф в сослужении епископа Уваровского и Кирсановского Игнатия, епископа Касимовского и Сасовского Василия и духовенства Московской, Санкт-Петербургской, Ивановской, Рязанской митрополии, Уваровской епархии, братии и духовенства Иоанно-Богословского мужского монастыря.

По окончании Божественной литургии была совершена панихида по архимандриту Авелю, после которой епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Дорогие отцы, братья и сестры! Мы сегодня с вами отмечаем 15 лет со дня блаженной кончины нашего отца — архимандрита Авеля Македонова. 15 лет батюшка управлял этой святой, древней обителью с 1989 по 2004 год. Последние два года жизни он находился на покое формально, но наставлял нас и словом, и молитвой, и своим примером жизни, которую он всю посвятил Богу. За 15 лет управления обителью батюшка приложил очень много трудов к возрождению ее храмов, корпусов, благоустройству территории, но самое главное, что делает монастырь монастырем — он собрал братию, собрал монашескую общину, которая и позволяет оживить стены благодатной молитвой. В этот монастырь стало притекать очень много паломников, много людей, которые искали здесь укрепления и утешения. Они видели здесь и возрождающееся православие, видели это на примере строящихся храмов и на примере доброй и молитвенно настроенной братии, и поэтому поток людей не угасал. Приходили паломники и, прежде всего, к отцу Авелю, спрашивали его совета, благословения и молитвы. Батюшка очень редко исповедовал, и его путь был сокровенный, его путь был в молитве и в той силе духа, которой он обладал, и с помощью которой он собирал здесь воедино многих и многих, совсем разных людей.

Для меня очень дороги два человека в моей монашеской жизни — это святитель Игнатий Брянчанинов, писаниями которого я приведен был в мысли о монашестве, и отец архимандрит Авель, от руки которого в 1997 году 24 года назад я принял монашеский постриг. Что бы хотелось сказать лично мне: каждый, наверное, видит в батюшке что-то свое, я видел его как строгого наставника, который желал, чтобы мы, пришедшие для того, чтобы посвятить жизнь Богу, укрепились в этой мысли и своей жизнью подтвердили это желание. Сама жизнь в монастыре представляет собой величайший подвиг, и чтобы настроиться на него нужно очень хорошее, правильное наставление. Таким наставлением для нас с вами, особенно для монашествующих, обладал отец Авель. Да, он нас поругивал частенько, но любовь бывает строга. Более милостив он был, конечно, к людям, которые приходили из-за стен монастырских, мы видели с какой любовью он относился к ним. Нас он старался воспитывать в строгости и благочестии, в строгости монашеской жизни и мы видим, что та братия, которая была собрана здесь и воспитана им, она отличается: отличается своим настроем, своей строгой жизнью, своей молитвенностью и любовью к богослужению, которое особенно любил отец Авель. Он посвящал все свое время именно молитве и богослужению, понуждал и нас присутствовать на богослужении как можно чаще.

И сейчас, находясь в благословении священноначалия с 2013 года далеко от монастыря, можно сказать в миру, я понимаю ту ценность богослужения, того богослужебного устава, который здесь отец Авель устроил для нашего укрепления и спасения. Те благодатные службы, те всенощные, литургии, крестные ходы, пасхальные службы-они навсегда запечатлелись в моем сердце, и они помогают мне сегодня нести то служение, которое возложено на меня священноначалием. Поэтому я с благодарностью вспоминаю отца Авеля, конечно, не могу по немощи своей приезжать часто на день его памяти, но всегда стараюсь молиться о нем, зная, что и он молится за нас. И сегодня мы вместе с вами, совершив соборную молитву, надеемся, что его молитвами, его ходатайством пред престолом Божиим мы утвердимся в нашей православной вере, в нашей христианской жизни. Нас обступают сегодня многие искушения. Эти испытания несколько иного характера, чем те, которые может быть были лет двадцать назад, но у каждого поколения, у каждого времени свои какие-то радости, достоинства и свои труды, свои горести. Будем благодарить Бога за все: и за то, что он даровал нам такого наставника, который по сей день помогает нам своей доброй памятью и тем, что он сделал для нас с вами. Я надеюсь, что каждый несет в своем сердце ту искру любви Божией, которую зажег отец Авель, и благодарит его за это, старается жить по его заветам и по Священному Писанию — по Евангелию, по слову Божию. Укрепи вас, Господи, в этом же делании. Отец Авель был последователем и исполнителем завета преподобного Сергия Радонежского: «Единением и любовью мы спасаемся». Будем едины, пребывать в любви друг к другу и Богу, спасемся и достигнем Слова Божия вместе с нашим наставником — батюшкой отцом Авелем. Храни Господь вас!».

После литургии собравшиеся соборно молитвенно почтили отца Авеля во время заупокойной литии на месте его погребения — в храме преподобного Серафима Саровского под алтарной частью Иоанно-Богословского собора.