Межепархиальный сплав на байдарках по реке Вороне

Православная молодежь города Уварово и села Сампур Тамбовской епархии совершила увлекательное путешествие — трехдневный сплав на байдарках по живописному маршруту реки Вороны. Руководителями похода стали благочинный Уваровского благочиния священник Виктор Кончаков, настоятель Георгиевского храма села Сампур Тамбовской епархии священник Никита Хахин и краевед Ростислав Просветов.

От села Вячка Кирсановского округа до рабочего поселка Инжавино туристы преодолели расстояние в 62 километра, проходя через удивительные природные ландшафты, включая знаменитый Воронинский заповедник Инжавинского округа. Такой сложный маршрут потребовал немало сил и выносливости участников, однако трудности лишь укрепили дружбу и взаимопонимание между ними.

Главной мотивацией для всех участников стало желание ближе познакомиться с уникальной природой родного края, увидеть озеро Рамза – самое большое в Тамбовской области и испытать себя физически и морально. Но не менее важным аспектом было общение молодых людей со священниками, чьи рассказы о вере и жизни святых помогали глубже осознать свою связь с духовной традицией предков.

Священник Никита Хахин поделился историей жития преподобного Сергия Радонежского, рассказывая о его подвигах и влиянии на развитие русской православной культуры. Эти беседы создавали особую атмосферу духовного подъема среди молодежи, вдохновляя их на новые свершения и стремление жить со Христом.

Краевед Ростислав Просветов также активно участвовал в создании особой атмосферы путешествия, делясь интересными фактами о природе и истории региона, привлекая внимание ребят к редким видам растений и животных, обитающих в районе маршрута.

Завершив поездку в поселке Инжавино, уставшие, но полные новых впечатлений и опыта ребята выразили свое восхищение красотой природы Инжавинского округа и единством духа, которое возникло благодаря совместному путешествию. Они заявили о своем желании вновь отправиться в подобные экспедиции, стремясь расширить кругозор и укрепить связи друг с другом.

Этот сплав стал прекрасным примером того, как туризм и природа могут объединять сердца и души людей разных поколений, помогая молодежи лучше понимать значение веры и традиций своего народа.

Историческая справка.

Несколько столетий назад, древняя река Ворона, что значит по-мордовски – «лесная», была поделена на отдельные участки с пчелиными ульями, которые располагались в дуплах деревьев и назывались бортями. Из-за множества диких зверей и непроходимых мест в воронинских лесах мордовские бортники, что добывали здесь мёд и воск, перемещались по Вороне на лодках. Со временем владельцами этих бортных участков стали русские промысловики с Верхоценья, владений инокини Марфы Романовой, матери первого царя из династии Романовых Михаила. В середине XVII века участки по реке Вороне стали принадлежать Саввино-Сторожевскому Звенигородскому монастырю, одной из самых значимых обителей России при царе Алексее Михайловиче.  Основан монастырь был в 1398 году преподобным Саввой Сторожевским, учеником преподобного Сергия Радонежского. Расположенный на горе Сторожи, он теперь служил западным форпостом Московского княжества. А в середине XVII века вступил на границы и Русского государства, просвещая мордву и осваивая новые земли. С того времени отдельные монахи-отшельники стали селиться в заповедных местах Вороны по примеру устроителя русского монашества преподобного Сергия.Свидетельством расцвета монашеской жизни по реке Вороне стала Кирсановская Воронинская мужская пустынь, именуемая в честь Казанской иконы Божией Матери, которая в документах и на старых картах обозначена по левой стороне реки Вороны, у села Рамза. К Звенигородскому монастырю была приписана и Свято-Никольская Мамонтова пустынь, что располагается ныне в Моршанском муниципальном округе и входит в состав Мичуринской епархии.

К XVIII веку Саввино-Сторожевская обитель стала одним из крупнейших землевладельцев, но секуляризация церковных земель при Екатерине II, то есть массовая передача в собственность государства церковных недвижимых владений и крестьян, сократила её владения. В 1764 году и Мамонтова пустынь и Кирсановская пустынь были упразднены. Но не все монахи покинули Ворону. К этому времени относится местное предание, передаваемой из уст в уста и записанное в начале XIXвека. В нём говорится о том, что на землях села Рамзы, посреди густого леса, около реки Вороны, в дупле многолетней берёзы была поставлена чудная икона. На иконе – прекрасный лик Пресвятой Богородицы. Никакой живописец не писывал подобного! Золото, серебро, камни драгоценные, ослепительного сияния, составляют раму и ризу сокровища. Пред образом теплится неугасимая золотая лампада, унизанная редкими алмазами. Всякий безоружный человек пойдет искать это чудо – находит и видит его; вооружитесь же топором, даже гвоздём, – не увидите. Такова была воля пустынника, христианина-грека, оставившего в пустыни своё сокровище.

Свидетельством прежней монашеской жизни по Вороне является название села Иноковка, расположенного по другую сторону реки от села Рамза, на её правом берегу. Монах или инок – слова синонимы (от древнерусского «инъ» – один). В уединении и строгом посте они укрывались здесь от суетного и жестокого мира, вознося свои молитвык Богу.

Монашеская традиция на благословенных Богом землях продолжилась и в XIX веке, когда часть Заворонья стала принадлежать Кирсановскому Тихвино-Богородицкому женскому монастырю. Отдельные его владения находились в Чутановке, Рамзе, в деревне Беклемищевке и у озера Кипец. Все эти владения были пожертвованы их прежними владельцами Кирсановскому монастырю «в вечное пользование», вновь возвращаясь в Божий удел. Рядом с озером Кипец находился самый главный и большой монастырский участок в 650 десятин земли и назывался «монастырской дачей». В летнее время здесь работалипрактически все насельницы Тихвинского монастыря, которые были способны к труду. Они имели свой скотный двор, поля и огороды. Жили собственным трудом и только на время жатвы нанимали в помощьработников из местных крестьянских поселений.

Кроме земельных владений в пользовании монастыря находилась 21 десятина мелкого дровяного леса. Жители соседнего села Паревки называли этот лес «монашеским». Насельницы жили здесь в небольших домиках, которые располагались возле местечка со скромным названием «Маленький Угол». Это был своего рода монашеский скит и посторонним вход сюда был запрещён.После революции 1917 года монастырская собственность была вновь национализирована, а «монашеский лес» поредел от вырубки. Дубравы сменились осиновым лесом. В 1938 году он был взят на государственный контроль предприятием лесного хозяйства (лесхоз). Однако местные жители ещё долгое время продолжали его называть «монашеским лесом».

Сегодня все эти земли по реке Вороне для хозяйственной деятельности человека закрыты, доступ сюда заповедан, то есть запрещён. Однако прикоснуться к этому необыкновенному месту можно благодаря туристическим маршрутам, который организует Воронинский заповедник. Под его охраной находится теперь не только лес и главная река, с её многочисленными притоками, но и флора и фауна нашей уникальной поречно-лесостепной зоны, проходящей по территории Кирсановского и Инжавинского муниципальных округов Тамбовской области.

По материалам краеведа Ростислава Просветова.

 

Яндекс.Метрика