Преосвященный епископ Игнатий!
За Божественной литургией, совершенной ныне в храме святой мученицы Татианы при Московском государственном университете в день ее памяти, ты получил великий дар, облекся силою свыше (см. Лк. 24:39), пережил опыт личной Пятидесятницы, ибо на тебя, как и на апостолов, некогда собравшихся в Сионской горнице, снизошла благодать Всесвятого Духа. Это священнодействие совершилось милостью Божией и избранием Священного Синода, через возложение рук архипастырей и по молитвам Церкви.
В сей знаменательный час в довершение чина поставления во епископа предстоит тебе принять от меня архиерейский жезл — символ новых властных полномочий и сил, ниспосылаемых от Господа (см. Пс. 109:2). По существующей издревле традиции обращаюсь к тебе со словом назидания, дабы, вняв ему, ты смог твердо и непреткновенно следовать по нелегкому, но спасительному пути, на который призываешься.
Первое и важнейшее дело всей твоей жизни — регулярное и благоговейное совершение богослужений, соборная молитва с клиром и паствой, ибо ничто так не роднит духовно людей, как вовлеченность в общее дело — соучастие в Литургии, причащение от единой чаши Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин (Чинопоследование Божественной литургии). Для всякого православного человека не должно быть ничего более насущного и желанного, чем общение с Богом посредством Таинств, в первую очередь в Евхаристии. Именно благодаря Евхаристии, которая духовно соединяет верующих, Церковь становится Телом Христовым, и без Евхаристии не было бы и Церкви. Размышляя об этом, святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Мир не имел бы главного блага, блага истинной жизни, имел бы лишь призрак жизни, не имел бы дара освящения, словом, совокупности всех истинных, нетленных благ» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Христианская философия). С глубокой верой, непоколебимой надеждой и искренней любовью усердно молись Господу о том, чтобы Он помогал тебе всегда оставаться ревностным служителем, истинным поборником Православия, пастырем добрым и мужественным защитником словесных овец от волков, стремящихся расхитить достояние Божие (см. Ин. 10:11-16).
Сегодня ты стал преемником апостолов. Это означает, прежде всего, что значительно возросла мера твоей ответственности за каждое слово, за каждое дело, за каждое решение. Тебе вверяется забота о душах человеческих, и за них тебе предстоит держать ответ: перед Священноначалием в сем веке и перед Богом — в веке будущем. Посему надлежит тебе иметь неустанное попечение о клире и пастве новоучрежденной Уваровско-Кирсановской епархии, входящей в состав Тамбовской митрополии. Твоя миссия будет успешной лишь в том случае, если ты сможешь под сенью церковной объединить всех — и пастырей, и монашествующих, и мирян, и молодых, и людей среднего возраста, и пожилых — для совместных трудов во славу Божию и на пользу ближним.
Это соборное делание исключительно важно сегодня в тех условиях, когда нашим современникам различными способами пытаются навязать образ жизни, далекий от евангельских идеалов, когда стремление к наживе и потреблению возводится в ранг добродетели, становится едва ли не основным показателем благополучия и успеха.
Идея строительства рая на земле без Бога — это утопия, и недавняя история нашей страны — наглядное и убедительное тому свидетельство. Вот почему мы сегодня создаем новые епархии и митрополии, восстанавливаем и строим храмы, занимаемся образованием и воспитанием подрастающего поколения, осуществляем миссионерскую, катехизаторскую деятельность, просветительское и социальное служение. Это не сиюминутная прихоть и не дань церковно-административным преобразованиям, а планомерная и каждодневная нелегкая работа, нацеленная на то, чтобы «слово Божие росло и распространялось» (Деян. 12:24), и у нашего народа было достойное будущее.
Мы хорошо понимаем, что такая активизация Церкви не всеми людьми воспринимается с радостью. Некоторым из них не нравится высокая степень ее общественного влияния, мирная, но непоколебимая позиция в принципиальных вопросах веры и нравственности. Кто-то хотел бы вновь если не уничтожить, то загнать Церковь в социальное гетто или ослабить ее внутренними расколами и конфликтами. Но непреложно обетование Спасителя о том, что врата ада не одолеют ее (см. Мф. 16:18), ибо Он с нами во все дни до скончания века (см. Мф. 28:20). И наше призвание было и остается неизменным: возвещать Божию правду, творить добрые дела, исправлять и на путь истины направлять всякого согрешившего, заблудшего и духовно страждущего человека, а там — как Бог даст. Верим, что в ответ на наше смиренное, последовательное, с терпением и мужеством совершаемое служение Господь поддержит нас во всех наших добрых делах и начинаниях.
Для этого и тебе, и всем нам, служителям алтаря Господня, нужно быть внутренне сильными и стойкими, способными спокойно относиться к наветам и клевете за эту правду, и одновременно действовать мудро и осмотрительно, чтобы не давать «повода ищущим повода» (2 Кор. 11:12) — тем, кто стремится возвести обвинения на Церковь, пользуясь человеческим несовершенством ее членов. Именно поэтому тебе необходимо являть пример благочестивой личной жизни, заниматься самообразованием, развивать умение ясно и убедительно доносить до людей слово Божие.
Проповедуя Евангелие Христово, наставляя и увещевая «со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2), не забывай вместе с тем заботиться и об иных потребностях наших соотечественников. Утешить и поддержать в испытаниях, вселить надежду на преодоление жизненных проблем, помочь ободряющим словом и добрым делом — всё это важнейшие направления деятельности Церкви. Твори сие сам, к тому же призывай клир и паству свою.
Храни верность архиерейской присяге, которую ты торжественно, пред лицом Церкви дал в этом храме перед началом Литургии, верность канонам и правилам церковным, будь в единомыслии с главой митрополии владыкой Феодосием, со всем епископатом Церкви нашей, береги богозаповеданное «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3).
И еще на одно весьма важное условие для достижения стоящих перед тобой целей хотел бы обратить твое внимание. Помни, что даже самые активные и разнообразные труды могут оказаться малоуспешными, если они будут совершаться формально, без любви и твоего сердечного участия. Никогда не бойся расточать энергию, сопереживать, болеть с людьми тогда, когда они болеют. Никогда не жалей своих сил на совершение Божественной службы и вообще не щади себя, и тогда сила Божия отобразится в твоей немощи.
А теперь прими от меня сей жезл и преподай благословение народу Божию, молившемуся о тебе во время архиерейской хиротонии. Аминь.
Материал подготовлен пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси