СЛОВО ПРЕОСВЯЩЕННОГО ИГНАТИЯ В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК в Христорождественском кафедральном соборе г. Уварово

DSC01561

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня Православная Церковь вспоминает событие Тайной Вечери. Господь перед тем как пострадать и принести жертву на Кресте нас ради, человек, и нашего ради спасения, установил великое Таинство Причащения. Собрав Своих учеников за столом, Он взял в руки хлеб, преломил и преподал ученикам со словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов». Также приняв Чашу, Он сказал Своим ученикам, а через них это передано и всем нам: «Пийте от Нея вси, сия есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Об этом Таинстве гадательно говорилось еще в Священном Писании Ветхого завета, в частности, в псалтири: «Хлеб сердце человека укрепит». И в Новом Завете, в Евангелии, Господь говорит о Себе, что Он «хлеб, снисшедый с Небесе». И «аще не снесте Хлеба сего, не будете иметь живота вечного».

Для поддержания жизни мы питаемся хлебом, который выращивается на полях, но есть иное измерение нашей жизни – духовное. И в нем тоже свои законы, свои чувства, свои переживания. Лучше сказать, у нас внутри есть как страсти, так и добродетели. И внутри у нас постоянно идет борьба за то, кому отдать предпочтение — нашим пристрастиям, страстям, подклонившись под их ярмо, или, победив и искоренив их, насадить в своем внутреннем человеке добродетели и сделать их главным правилом своей жизни. И в этой невидимой брани Причащение Святых тела и Крови Господних есть тот Хлеб Небесный, который укрепляет нас. Поэтому тот, кто старается чаще исповедоваться и причащаться Святых Таин, обязательно почувствует облегчение в этой борьбе. Не только облегчение, но и укрепление для победы над своими слабостями, над своими страстями. И когда мы причащаемся Святых Тела и Крови Господних, искренно исповедуясь, мы выходим из храма другими, у нас на душе становится легче, мы оживаем. Ведь человек находится в состоянии падения, болезни, страдания. Мы определены на эту землю для того, чтобы пострадать, претерпеть многие трудности и скорби, очистить свою душу и через это наследовать, или возвратить потерянное Небесное Царство. Таким образом, человека, пребывающего в состоянии порабощения, угнетения духовными болезнями и страстями, окружают еще и внешние трудности и скорби. И для того, чтобы дать человеку жизнь, облегчить ему эти страдания, Господь и установил для нас это великое Таинство.

Сегодня, в Великий Четверг, в преддверии Страданий и Воскресения Господа, мы все стараемся исповедоваться и причащаться, чтобы это Таинство, его важность и значение как можно глубже напечатлелось в нашем сознании. Ибо состояние, дарованное человечеству через Страдания, Крест и Воскресение Христа, выше того состояния, в котором были созданы первые люди — Адам и Ева.

Святые отцы говорят, что у людей может быть три состояния: естественное — то, в котором находились наши праотцы, Адам и Ева; неестественное — состояние по падении, когда человек поработился диаволу, страстям, отвергнув богообщение, которое имели Адам и Ева в раю; и сверхъестественное состояние, которое даровал нам Господь через Свои Страдания, Крест и через великие Таинства, прежде всего, Причащение святых Тела и Крови. В этом Таинстве мы теснейшим образом можем не только иметь богообщение, которое утратили Адам и Ева, но и теснейшим образом соединяемся с Самим Богом, становимся сынами Божиими по благодати. Это состояние несравненно велико, но мы, заблуждаясь, прельщаясь красотами этого мира, целиком предаваясь житейским заботам, не придаем значения тому, что сделал для нас Господь и что Он дал нам. А ведь это самое главное, что есть у нас в жизни. Вообще, для христианина главное богатство — это Христос. Остальное все придет само собой, если христианин старается вселить верою и чистотой жизни в свое сердце Самого Христа. Поэтому, дорогие братья и сестры, поблагодарим Бога за то, что мы сегодня с вами все в храме, что мы сподобились причаститься Святых Тела и Крови Христовых, и будем стараться и в дальнейшем ходить в храм Божий, исповедоваться и как можно чаще причащаться, чтобы наша душа не умирала от грехов, а постепенно оживала как для жизни земной, так и для жизни вечной через Святое Причащение.

Сегодня мы видим, что многие люди угнетены и умирают как душой, теряя правильные ориентиры в жизни, так и физически. Это происходит от того, что нашим народом потерян смысл жизни. Потеряны те ориентиры, те духовные идеалы, которые были у него ранее. Кроме того, у нашего народа очень обострено чувство справедливости. И когда мы видим несправедливость, начинаем очень сильно переживать, будучи не в силах совладать с собой. И это духовное переживание приводит к нестроениям между людьми, от этого молодые люди бросаются во всевозможные грехи, а когда и эти грехи их не удовлетворяют, они часто кончают жизнь самоубийством, уходя в вечность так, что мы и молиться за них не можем.

Поэтому так важно помнить о том великом смысле бытия, что человек предназначен для вечности, что земная жизнь — это короткое странствие для того, чтобы подготовить свою душу для вечности. И все земное не должно иметь для нас особенной важности. Если мы потеряли что-то земное, это не должно нас так беспокоить и расстраивать. Ведь самое большое богатство, которое у нас с вами есть и которое должно быть — это Господь наш Иисус Христос. И Он нам Себя преподает в этом великом Таинстве Причащения. Поэтому если у нас есть этот смысл — а у нас он есть — и если мы ведем правильную жизнь, следуя христианскому идеалу, стараемся жить по уставу церковному, если мы ходим на богослужения и причащаемся Святых Тела и Крови Господних, то реалии нашей жизни, которые выбивают нас из колеи, становятся для нас не страшны. Мы должны идти по жизни как шар, который катится, касаясь земли только одной точкой. Мы должны лишь поверхностно касаться того, что на земле происходит, устремляясь всей душой, всем своим существом к Богу, и стараясь с Ним теснейшим образом соединиться, сделать свою душу обителью для Бога, вселить верою в сердце своем Христа. И надо не только умом это понимать, дорогие братья и сестры, но и опытно проходить путь христианской жизни. И тогда Господь направит, укрепит, утвердит и приведет к тому положению, к которому каждый из нас стремится в этой жизни, дарует счастье, покой, мир душевный и любовь, а главное, жизнь вечную. Аминь.