«Со святыми упокой…» ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

277_croped2 ноября 2013 года Святая Православная Церковь будет совершать поминовение усопших в Димитриевскую родительскую субботу.

День Димитриевской субботы стал темой  разговора с клириком Христорождественского кафедрального собора г. Уварово иереем Андреем Шабановым. В частности речь шла о правилах  погребения и поминовения усопших в Православной Церкви.

— Отец Андрей, какова история появления Димитриевской родительской субботы?

— Название Димитриевской субботы произошло от имени святого великомученика Димитрия Солунского, память которого совершается Церковью  8 ноября. Ближайшая ко дню его памяти суббота является родительской. А история ее появления такова. Великий князь Димитрий Донской — победитель монголо-татарских войск в Куликовской битве — впервые совершил поминовение павших воинов на поле брани, а впоследствии вместе с воинами стали поминать и других усопших. 

— Есть ли какой-либо особый смысл отношения к смерти и поминовению усопших, который передают правила Православной Церкви?

— «Настольная книга священнослужителя» (том 4-й, глава 6) трактует веру в телесное воскресение душ умерших, основываясь на Божественном откровении, и, исходя из этого указывает на правильное погребение тел усопших христиан с самого начала существования Церкви. В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. 

Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения и, кроме того, в минуты разлучения души с телом совершает  молебные пения на исход души. Священник исповедует умирающего, чтобы у него не осталось на совести какого-либо забытого или неисповеданного греха, или злобы к кому-либо из ближних. Затем начинается чтение священного канона на исход души.

Последование заканчивается молитвой о разрешении души умирающего от всяких уз, освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и о упокоении в святых обителях.

Кроме канона на исход души в Требнике есть и другой канон, который входит в «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Тяжелые страдания умирающего побуждают усилить моления о его мирной кончине.

— Батюшка, многие интересуются вопросом, как подобающе исполнить все правила погребения православного человека?

— По воззрению Церкви, тело человека — храм души, освященный благодатью Таинств. Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об усопших братьях по вере. В Евангелии описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Хотя православный обряд приготовления тела усопшего к погребению в деталях не совпадает с ветхозаветным, он все же имеет с ним общую структуру, которая выражается в следующих основных моментах: омовении тела, его облачении, положении во гроб, чтении и пении погребальных молитв, предании земле.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние перед Богом в чистоте и непорочности. Омытое и облаченное тело покойного полагается на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Гроб предварительно окропляется святой водой. Уста покойного должны быть сомкнутыми, руки сложены на груди, крестообразно во свидетельство веры в Распятого. Положение во гроб совершается при чтении молитвы Святый Боже…. Чело умершего украшается венчиком, на котором изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Тело усопшего покрывается священным покровом. В руки покойного возлагают икону Спасителя или Распятие. Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами, изображая крест.

Существующие в отдельных местностях суеверия о том, что в гроб нужно положить еще какие-либо вещи или деньги, продукты питания, не могут иметь места при погребении православного человека.

— Также много вопросов возникает у верующих людей о чтении Евангелия или Псалтири по усопшим. Как правильно исполнить этот благочестивый обычай?

В Православной Церкви Псалтирь над телом усопшего мирянина читается до погребения и в память его после погребения, что выражает материнскую заботу Церкви о своем чаде по его смерти. Этот обычай коренится в глубокой древности и, служа молитвой ко Господу, вместе с тем дает утешение и назидание для живых и обращает их к молитве о нем к Богу.

Четьи-Минеи свидетельствуют, что апостолы провели три дня в псалмопении у гроба Божией Матери, а «Постановления апостольские» предписывают: «Погребая умерших, износите их с псалмами».

Чтение Псалтири начинается по окончании последования на исход души, читать может как церковный чтец, так и любой благочестивый мирянин, имеющий такой навык. Чтение совершается стоя и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего. В определенные моменты, по каждой «Славе» чтение прерывается возношением особой молитвы, которая начинается словами: «Помяни, Господи Боже наш…».

При чтении Слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если домашним и сродникам невозможно непрерывно участвовать в молитве читающего Псалтирь, то, по крайней мере, по временам им следует присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.

Попутно надо отметить, что к имени усопшего присоединяется слово «новопреставленный в течение сорока дней по его кончине. К имени священно-церковно-служителей прибавляется наименование их сана: епископ, иерей, диакон, монах. К имени мирянина прибавляют лишь слова «раб Божий» или «раба Божия», а ребенка до 7 лет называют «младенец».

Души усопших также должны поминаться за заупокойными богослужениями и панихидах, в особенности в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти. Также поминают умершего в дни его рождения, Ангела и смерти.

— Отец Андрей, спаси Вас Господь за беседу.