СЛОВО ЕПИСКОПА УВАРОВСКОГО И КИРСАНОВСКОГО ИГНАТИЯ в Неделю о мытаре и фарисее в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского в городе Жердевка

DSC00111

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Возлюбленные о Господе, дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь отмечает день воскресный, который именуется Неделей о мытаре и фарисее. Богослужением этого дня мы вступаем в подготовительные седмицы к Великому посту. Чтобы с пользой для души провести благодатное время Святой Четыредесятницы, необходимо правильно настроиться на него. С этой целью и были установлены так называемые подготовительные недели. Первая из них, как мы уже сказали, Неделя о мытаре и фарисее.

Сегодня за Божественной литургией мы с вами слушали Евангелие от Луки, которое повествовало нам известную притчу о мытаре и фарисее. Два человека пришли в храм помолиться. Один из них мытарь – сборщик налогов, человек грешный, другой — фарисей, считающий себя человеком праведным. Фарисей, встал впереди, чтобы его все видели, и молился так: «Боже! благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18,11), который стоял в дальнем углу храма и не смел даже поднять своих глаз. Фарисей с презрением указал на мытаря, как на человека грешного, продолжив перечислять  собственные достоинства. Мытарь же, не смея воззреть на небо, только бил себя в грудь, и взывая  ко Господу, говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику» (Лк. 18,13). И за эти краткие покаянные слова мытарь, как повествует Евангелие, оказался оправданным в очах Божиих, а фарисей ушел осужденным, с печатью гнева Божия за такую гордую молитву. Завершается притча словами, что каждый, кто возносит себя, будет уничижен, а тот, кто уничижает себя, будет возвышен (Лк. 18,14).

Поведение двух этих людей учит нас правильной молитве. Евангельская притча служит для нас как раз примером того, какой является правильная молитва — она наполнена чувством сокрушения и смирения.

Время Великого поста – это время покаяния. Каясь в своих грехах, ожидая от Бога милости и прощения, мы должны помнить, что если мы не будем отпускать людям прегрешений, то и Отец наш Небесный не отпустит нам. Однако мы должны признать, что еще не научились прощать ближним их немощи, их недостатки. У нас болезнь обращать на ближнего свои взоры, а именно на его плохие стороны, на грехи. Даже пришедшие в храм Божий не исключение. Люди идут помолиться, а вместо того, чтобы внимать себе, обратиться к Богу с покаянной молитвой, начинают разговаривать между собой, осуждать ближних: кто не так стоит, кто не так свечи ставит, кто в чем одет… Это, к сожалению, наша страсть, которую необходимо изживать, потому что с таким настроем мы никак не сможем приблизиться к Богу, очиститься от грехов. И в пост, даже если мы будем его телесно соблюдать, если мы будем исповедоваться и причащаться, но вновь совершать подобные грехи — это время не принесет нам никакой пользы.

Наша Церковь, как заботливая Мать, предписала, как нужно вести себя в храме Божием: кротко, смиренно, с покаянием возносить свои молитвы. Обратите внимание, что краткая мытарева молитва, даже внутренняя, в душе совершаемая, была замечена Богом, потому что исходила из самого сердца, из глубины души человеческой. И она стала Господу более угодна, чем совершаемые в храме гласные молитвы церковного хора и возгласы священника.

Вот такая притча предлагается нам сегодня для нашего назидания. Это поучение предостерегает нас от заражения фарисейским лицемерием, гордостью, превозношением – чувств, противных Богу. Ведь Сам Господь сказал, что Он «гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). И чтобы благодать сопутствовала нам в жизни, надо более уподобляться кающемуся мытарю, чем гордому фарисею. Нужно работать над собой, избегать фарисейских черт характера. Лучше стремиться к смиренному образу жизни. Если человек старается так жить, Господь обязательно его благословит и подаст Свою благодать. А благодать наполнит нашу душу миром, радостью и любовью, чего я вам всем искренно и от всего сердца желаю. Да хранит вас Господь! Аминь.