ПРОПОВЕДЬ ЕПИСКОПА УВАРОВСКОГО И КИРСАНОВСКОГО ИГНАТИЯ В ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Епископ Уваровский и Кирсановский ИГНАТИЙ
Епископ Уваровский и Кирсановский ИГНАТИЙ

15 февраля, в день праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа, Преосвященнейший  Владыка Игнатий совершил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе  города Уварово. После чтения Евангелия правящий архиерей обратился к собравшимся с архипастырским словом. 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сердечно поздравляю вас, братья и сестры, с великим двунадесятым праздником Сретения Господня. Из истории этого праздника мы знаем, что на сороковой день по рождении Своем, Богомладенец Христос принесен был Божиею Матерью в Иерусалимский храм. Два праведных человека — святой праведный Симеон Богоприимец и святая праведная Анна Пророчица — встретили там Богомладенца Христа и Его Матерь.

Святой праведный Симеон прожил, как говорит Предание, почти 360 лет. Ему было обещано Богом, что он доживет до того времени, когда в мир будет явлен Христос — Спаситель мира. Ибо Симеон в свое время проявил неверие Богу. Когда он в числе других толковников переводил Священное Писание Ветхого Завета на греческий язык, то встретил слова, которые звучали следующим образом: «Дева во чреве приимет, и родит Сына». Он смутился написанным и подумал: «Как же может Дева родить?», и хотел писать «молодая женщина родит Сына». Но как только он подумал это, ему явился Ангел Господень и сказал: «Оставь прежние слова. И за свое маловерие, для укрепления своей веры ты доживешь до тех времен, когда, действительно, Дева родит Сына, Спасителя мира». Уже минуло три века, и на сороковой день по Рождестве Богомладенца, в день, который мы теперь называем Сретением, святой Симеон оказался в Иерусалимском храме вместе со Святым Семейством и лично убедился, что на землю пришёл Спаситель, которого родила именно Дева. Увидев Марию с младенцем, Симеон произнес такие знаменательные слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое…» (Лк.2, 29). Тем самым исповедовав Богомладенца Христа как истинного Спасителя мира. И в числе других знаменательных слов была и следующая фраза, сказанная им, когда он взял Богомладенца Христа на руки, благословил Бога, символизируя этим, что Ветхий Завет в лице праведного Симеона, благословляет Новый Завет, передает ему всю силу и власть в лице Богомладенца Христа. Праведный Симеон благословляет Младенца, Бога, и говорит Божией Матери: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в знамение пререкаемое» (Лк.2, 34).

Дорогие братья и сестры! Христос, Господь наш, пришел, конечно, не для того, чтобы одних спасти, а других погубить. Как пророчествовал богодухновенный праведный Симеон, Христос пришел на землю, чтобы всем нам даровать спасение, чтобы всех нас поднять на высоту высоконравственной духовной жизни. Но люди стали избирать больше грех, отдавать предпочтение своим злым навыкам, и, как говорит Священное Писание, «…люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы…» (Ин 3,19–21). Но многие люди отвергли зло, многие пришли ко Христу. И мы с вами понимаем, что от нашей веры и от наших дел зависит наше спасение.

Также праведным Симеоном было сказано, что Христос явится «знамением пререкаемым». То есть предметом разделения. Действительно, Христос пришел для того, чтобы соединить нас всех воедино, как Пастырь добрый, и привести к Отцу Своему Небесному в Царство Божие. Однако люди даже со времени Рождества Христова начали разделяться. Разделяться, потому что каждому из нас дана свободная воля, каждый из нас выбирает добро или зло. Мы помним, что уже по Рождестве Христове произошло разделение. Ангелы прославили Рождество Христово, добрые люди, волхвы пришли и принесли дары родившемуся Младенцу. Но злой царь Ирод по зависти, думая, что родился какой-то новый царь, который может сместить его, задумал убить Богомладенца Христа. И не найдя Его, совершил страшный грех — убил четырнадцать тысяч вифлеемских младенцев.

И после мы видим, что когда Христос после крещения вышел на проповедь слова о спасении, то многие люди приняли это слово. Но снова произошло разделение, и часть людей, так называемые фарисеи, саддукеи, архиереи иудейские опять позавидовали Христу. Когда они увидели, что слава Христова ширится, то начали преследовать Его. И был совершен страшный грех богоубийства. Крест претерпел Господь наш Иисус Христос. Но и Крест, и последующее Воскресение тоже внесло разделение в среду людей. Апостолы разошлись по всей вселенной, проповедуя славное Воскресение Христово, обещая людям то, что если они будут жить праведно, по заповедям Божиим, верить в Спасителя, то они тоже сподобятся воскресения в жизни вечной будущей. Но и тогда в цивилизованном мире произошло разделение. Кто-то пошел за Христом, а кто-то отверг Его.

Священное Писание говорит, что «Христос есть Путь, Истина и Жизнь». Действительно, Христос есть тот Путь, по Которому мы с вами идем. Все стези человеческие обязательно приводят ко Христу. Но одни люди принимают Христа, стараются следовать Его заповедям, любить Бога и ближнего, а другие, по своим страстям, начинают преследовать христианство и ненавидеть его.

Видите, как получается: Христос — Царь мира, неба и земли, принял нашу природу, такую слабую и немощную. Подумать только, какое чудо было совершено! Если мы глубоко задумаемся об этом, то наверно мы не останемся равнодушными. Но почему-то люди в состоянии омрачения и падения не понимают того великого Таинства, которое произошло две тысячи лет назад, и с которым как раз и связан сегодняшний праздник Сретения Господня.

Но Церковь Божия стоит, и врата адовы, как повествует Евангелие, не одолеют ее. Цель Церкви — спасение душ человеческих. И она будет призывать до скончания века к вере во Христа.

У каждого из нас есть свободная воля. Все мы можем стать, как праведный Симеон, богоприимцами. Мы не можем, конечно, принять Богомладенца Христа в свои руки, но в свое сердце, в свою душу, мы можем принять Христа. Священное Писание говорит: «…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим…»(Ин. 14:23-24). Я желаю всем вам, чтобы ваша душа, ваше сердце стало обителью для Бога. Чтобы тот храм, в который мы ходим и молимся, сделался удобным средством для построения нашего храма душевного, в котором будет пребывать Дух Святой, Святая Троица. Да хранит вас Господь Иисус Христос на всех путях вашей жизни. Аминь.