В воскресенье, 17 февраля, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий совершил Божественную литургию в Тихвино-Богородицком женском монастыре города Кирсанов. По окончании богослужения Владыка обратился к верующим с архипастырским словом.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с воскресным днем, продолжением праздника Сретения Господня. Сегодня для нашего назидания за Божественной литургией было предложено Святое Евангелие, повествующее о праведном Закхее.
Вспомним, как прозвучали сегодняшние евангельские слова за Литургией. Иисус Христос, проповедуя, много ходил по земле, и однажды «… вошел в Иерихон и проходил через него» (Лк.,19-1). В городе Иерихоне жил человек по имени Закхей. Он был мытарем — сборщиком налогов. Среди иудейского народа сборщики податей были особенно ненавистны.
Презираемый всеми Закхей-мытарь, как и все люди Иерихона, восхотел увидеть шедшего по городу Человека, слава о Котором распространилась по всей той земле. Но так как Закхей был мал ростом, то за множеством народа никак не мог увидеть Иисуса Христа. И тогда мытарь залез на дерево, которое стояло на пути шествия Господа. Иисус Христос, видя старание Закхея, его веру и усердие, подходя к этому месту, несмотря на множество окружающего Его народа, обратился к мытарю: «…Закхее, потщався слези…», — то есть сойди, — «днесь бо в дому твоем подобает Ми быти» (Лк.,19-5).
Закхей очень обрадовался, что такой великий Человек вдруг обратил на него внимание и захотел быть в его доме. Закхей быстро слез с дерева и принял Христа в своем доме. Но народ возроптал, как говорится в Евангелии: «И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку» (Лк.,19-7).
В нашей современной жизни тоже так бывает. Сложится какое-то общественное мнение о человеке и все начинают его недолюбливать, осуждать. И мало кто задумывается, что этот человек носит в себе образ Божий, что он может покаяться и стать к Богу ближе, чем те «праведные» люди, которые его осуждают.
Вернемся к евангельскому повествованию. И вошедший в дом Закхея Иисус Христос услышал от мытаря следующие слова: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.,19-8). И Господь отвечает: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк.,19-9), потому что «…Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.,19-10). Вот те евангельские строки, которые мы с вами, дорогие братья и сестры, сегодня слышали.
Святое Евангелие имеет как прямой исторический смысл, так и духовный: аллегорический, переносный, нравственный. Так вот, святые отцы следующим образом толкуют этот эпизод. Под мытарем, повествуют они, подразумевается каждый из нас. Как был богат Закхей, так и мы богаты, но больше грехами своими и страстями. По этой причине мы бываем презираемы, но в большей степени не людьми, а бесами. Бесы знают все наши грехи, они искушают и наущают нас творить беззакония.
Из-за собственных грехов и страстей люди могут стать бесноватыми. Однако изгонять бесов и выдерживать с ними чувственную, видимую брань, когда бес является лицом к лицу, как, например, преподобному Антонию Великому, могут только люди, ведущие высокую духовную жизнь. Только они могут давать достойный отпор нечистым силам.
Ну а мы с вами, люди грешные, подобны этому Закхею-мытарю. Однако мы должны помнить, что в каждой человеческой душе живет искорка Божия. И когда мы слышим о Боге, о вечности, о бессмертии души, в нас возгорается эта искра. Тогда мы стремимся увидеть, узнать и прикоснуться к духовному миру. Но мы, как тот мытарь малого роста: хотя и принадлежим к числу православных христиан, однако в духовном отношении очень слабы и малы. Нам тоже необходимо забраться на дерево, чтобы увидеть Христа. Что значит подняться на дерево? Это значит — оторваться от земли и вознестись молитвой к Богу. Как сегодня мы собрались в этом храме и соборно возносили молитву. Думаю, что каждый из нас, если искренне, внимательно молился, обязательно почувствовал благодатное движение в своей душе. И часто бывает так, что человек входит в храм одним, а после молитвы, которая возносит его «на древо» духовной высоты, выходит из храма совсем другим — преображенным.
Мы с вами должны вознестись на это древо молитвы, чтобы увидеть Господа ближе. И вот Христос проходит мимо — мы чувствуем благодать Божию, которая призывает нас к жизни христианской и к покаянию. Молитва, как утверждают святые отцы, должна быть наполнена чувством покаяния и смирения, а не фарисейским чувством, когда мы считаем себя лучше других. Вспомним, как Христос, когда проходил мимо древа, на котором был Закхей, сказал: «потщався» — то есть потщись, потрудись, «слези» с древа, потому что Мне нужно быть в твоем доме. Нам с вами тоже нужно потрудиться, чтобы в покаянии не только увидеть Христа, но и силою покаяния, этими дверьми, раскрыть «дом» — раскрыть свое сердце, впустить в него Господа. Ибо святые отцы говорят, что Христос через нашу покаянную молитву может войти в наше сердце. И Христос входит, и наполняет его своей благодатью. Стяжание Божьей благодати является главным смыслом нашей жизни. Как сказал преподобный Серафим Саровский «Цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Это значит — вселение Христа в наше сердце, это усвоение Христу в течение всей земной жизни.
Когда же Закхей произносит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», — это не значит, что нам сейчас нужно направо и налево раздавать свои дома и участки. Это значит, что мы должны проявлять любовь, снисхождение к немощам ближнего, покрывать эти немощи своей любовью. В каждой семье бывают какие-то нехорошие отношения. Бывают из-за того, что люди разные, разные воли, разные пристрастия. Так вот, христианам заповедовано носить тяготы друг друга, и так исполнять Закон Христов. А чтобы носить тяготы, нужно дарить свои чувства, отдавать свою любовь, этой любовью покрывать недостатки ближнего, как Закхей покрыл, отдав пол-имения своего.
И в конце повествования о Закхее-мытаре, слышим, как Христос говорит, что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». То есть Он пришел не для тех мнимых праведников, которые тогда назывались фарисеями. Он пришел ради тех, кто чувствует свою греховность и необходимость Спасителя и Искупителя.
Сегодняшнее Евангелие учит нас такому смыслу нашей жизни: жить смиренно, понимать, что мы люди грешные, но во время земного пути нам нужно избавиться от своих страстей. Чтобы освободиться от греха, вселить в свое сердце Христа и наследовать жизнь вечную, необходимо иметь любовь к Богу и ближнему.
Нам вручен Завет Божий, и мы не только сами должны жить по-христиански, но и другим показывать пример своей жизнью. Будьте ближе к Богу, храните мир в своих семьях, ходите в храм Божий и любите друг друга. Аминь.