ПРОПОВЕДЬ ЕПИСКОПА УВАРОВСКОГО И КИРСАНОВСКОГО ИГНАТИЯ В НЕДЕЛЮ 2-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА, СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ, в Михаило-Архангельском храме р.п. Инжавино

___20120310_1265235578Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В первое воскресенье Великого поста мы с вами праздновали Торжество Православия. А сегодняшний воскресный день второй седмицы мы отмечаем как день торжества Православного подвижнического духа над всеми ложными мудрованиями по поводу христианской аскезы.

Святитель Григорий Палама жил в ХIV веке, он был человеком просвещенным, замечательным богословом, имевшим опыт монашеской жизни на горе Афон. Почему мы вспоминаем святителя Григория именно Великим постом? Потому что свои умозаключения о подвижнической христианской жизни он делал не на основе книжной учености, а на основе реального духовного опыта. Через пост, уединение и молитву он побеждал в себе страсти и пороки, открывал путь Богопознания, проникаясь силой Божественного присутствия в его жизни.

В свое время святитель Григорий  защищал Православие от ереси. Он выступал в защиту учения о нетварных Божественных Энергиях. Что это значит?

Все мы помним праздник Преображения Господня. Господь наш Иисус Христос показал Славу Своего Божества, преобразившись перед апостолами на горе Фавор. И эта Слава Божества стала называться в святоотеческом учении нетварными (присущими Божеству) Божественными Энергиями или благодатным духовным Светом. Этот Свет  осиявает каждого подвижника внутри его души, при условии, если  он старается жить по-христиански: исполнять заповеди Божии, совершать умное молитвенное делание, а также подвизаться иными аскетическими способами.

На горе Фавор Господь преобразился, и Его ученикам стало очень хорошо и радостно, они  хотели остаться при этом великом Таинстве. Один из апостолов сказал Спасителю: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17,4). Просвещающий благодатный внутренний Свет, наполняющий душу миром и спокойствием, при Преображении Господнем ощутили святые апостолы.

Так вот святитель Григорий Палама встал в защиту учения о Божественном Фаворском Свете и вообще подвижнической жизни. Это было необходимо, потому что на западе на тот момент вера ослабевала,  многие подвиги христианской жизни уже не считались чем-то важным. На Православный Восток пришли западные лжеучителя.  Они проповедовали искаженное учение о христианской жизни, говоря о том, что христианский подвиг не нужен. Причем и  сегодня Запад продолжает жить без подвига, без понуждения себя к стяжанию Царства Небесного.

Святитель Григорий Палама мужественно встал на защиту подвижнического Православного духа. Он доказал, что явление Божественных энергий— это не какая-то иллюзия, не какие-то мечтания — это Божество, сущность Которого нам, людям с ограниченным умом, постигнуть невозможно. Однако Этого Божества сподоблялись многие подвижники-аскеты, в том числе и наши соотечественники, например, преподобный Серафим  Саровский. Когда святой беседовал со своим «служкой» Николаем Мотовиловым  о цели христианской жизни и стяжании благодати Святого Духа,  то лицо преподобного Серафима так просветилось, что смотреть на него было невозможно. И из жития многих угодников Божиих мы знаем, что когда им являлись из духовного мира святые или ангелы, то они являлись в лучезарном и ослепляющем свете.  Этот Свет  и есть Царство Божие, которое отделять и соединять с каким-то земным веществом нельзя. Оно, как поется в тропаре Преображению Господню, «Свет Присносущный», то есть присущий Божеству.

Такого Света в ХIV веке искал великий подвижник преподобный Сергий Радонежский. Именно учение святителя Григория Паламы, споры о подвижническом житии, духовном делании, обращению ко Господу  краткой Иисусовой молитвой, подвигло преподобного Сергия искать Этого внутреннего Света. И он нашел Его; за свою подвижническую жизнь он сподобился стать жилищем благодати Божией. Ему неоднократно являлись Божия Матерь и святые  в  лучезарном Свете — Свете Божественном, духовном.

Этот Свет действительно существует. О Нем всем нам нужно знать. Нам нужно помнить о важности подвижнической христианской жизни.  Многие ошибаются думая: зачем нужно поститься, молиться, можно быть просто добрым человеком и тогда все в жизни будет хорошо. На самом деле Православие в том-то и заключается, что кроме самой доброй жизни нам нужна вера, истинное учение и его правильное исповедание, в том числе учение о духовном подвиге, который каждому из нас необходим.

Мы сейчас отмечаем только второе воскресенье Святой Четырядесятницы и впереди еще несколько недель поста, воздержания. Православные христиане, правильно понимающие учение о спасении, знают,  что для этого необходим подвиг. Царство Небесное нудится, то есть силой берется: постом и молитвой

Подвиг нужен нам, он нам необходим — таково учение о спасении Православной Церкви. Это учение, как мы упомянули выше, ныне чествуемый святитель Григорий Палама усердно защищал.  Поэтому  Церковь установила его память во второе воскресенье Великого поста, дабы напомнить нам о подвиге.

Время поста мы должны  хранить свято.   Мы должны быть такими, какие мы на самом деле есть — православными русскими людьми, свято хранящими Церковные Уставы и свою веру, которую святые отстаивали ценой своей жизни. Храни вас Господь! Аминь.