Возлюбленные о Господе дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами отмечаем день воскресный, который нам напоминает о том, что каждого из нас ждет в жизни это событие — воскресение и мы отмечаем память Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
И нам за Божественной литургией было предложено два евангельских отрывка. Первое Евангелие повествовало нам о призвании на проповедь о Христе, о спасении апостолов Христовых: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна.
Мы знаем из евангельской истории, что, в основном, все апостолы были людьми простыми, необразованными, неучеными и были они рыбарями. Повествует Евангелие сегодня о том, что Господь, когда находился на Своем служении, то вокруг Него всегда собиралось очень много людей, чтобы послушать Его, а более, наверно, чтобы получить какое-то исцеление и ослабление от своих душевных и телесных недугов. И вот при озере Генисаретском, его еще называли морем за то, что там происходили очень большие бури, Христос проповедовал и решил, увидев лодки на берегу, сесть на лодки, отплыть от берега немного, так как люди Его окружали и теснили и с лодки проповедовал о вечной жизни, о спасении. И когда Он закончил Свое слово, то увидел тех рыбарей, которые имели эти лодки и трудились над тем, чтобы поймать какую-то рыбу для своего пропитания, для того, чтобы получить какие-то деньги и жить на эти средства. Подозвав рыбарей, а это были Петр и Андрей, Он сказал им ввергнуть мрежу, то есть сеть, в море. Но они Ему в ответ сказали, что «всю ночь трудились, но ничего не смогли поймать. Но по слову Твоему, Господи, мы сделаем это, ввергнем мрежу». И когда они бросили сеть в этот водоем, в озеро, то, начав тянуть, они из-за большого количества рыбы с трудом вытащили в одну лодку, и ее не хватило, они подозвали своих товарищей, которые на другой лодке подплыли и обе лодки были наполнены рыбой так в этой ловитве, что начали тонуть. И Петр, от ужаса от такой перемены, когда они ночью ловили рыбу, ничего не могли поймать, а днем, по слову Господа, ввергнув мрежи, поймали столько рыбы, Петр в ужасе упал на колени перед Спасителем, сказал Ему: «Господи, отойди от меня, ибо я муж грешен». И из-за чувства своего благоговения и такого чуда он был ввергнут в такое состояние, состояние страха. И Господь ему отвечает, что «ты и твои товарищи теперь не будут рыбу ловить, а будут ловцами человеков, человеческих душ». И апостолы Петр и Андрей, Иоанн и Иаков, оставив мрежи и лодки свои, а Иоанн и Иаков оставили отца, последовали за Господом.
И так, в нашей жизни тоже бывает призвание, если мы рассмотрим всю нашу жизнь, призвание от Господа в том, чтобы следовать за Ним. Первое призвание, когда Господь нас призывает в последовании, это святое Крещение. Принимая святое Крещение, мы, если взрослые, могли бы запомнить, принимая это Крещение, мы говорим, что «отвергаемся сатаны и всех дел его, всего служения его, всея гордыни его». И говорим, что «сочетаваемся со Христом» и обещаем, что будем стремиться к Богу и соединяться душою с Ним. И вот эти обеты — это и есть желание следовать за Господом. Но так бывает, что мы крещение принимаем в младенчестве, когда не слышим этих слов, а в большинстве случаев впоследствии наши крестные нам не объясняют того великого Таинства, которое произошло с нами, и мы начинаем соблазняться на красоты этого мира, на какие-то влечения своей падшей природы, и уходим от Бога, начинаем соединять свои чувства, свои мысли не с Богом, а с какими-то временными предметами мира сего, с, может быть, одушевленными или неодушевленными, но с теми, что составляют этот видимый мир. Но это соединение наших душ с миром видимым часто приводит наши души в расстройство, потому что этот мир временен, переменен, и в нем очень много нестроений. И мы, отойдя от Господа «на страну далече», (есть такая притча о блудном сыне, которая относится, наверное, к тем христианам, которые приняли крещение или сами, будучи взрослыми обещали через своих крестных родителей следовать за Господом, но отошли от Бога «на страну далече») и они начали подвергаться вот этим всем переменам в жизни, которые свойственны нашей земной жизни. И бывает так, что перемены настолько сильные, жизнь настолько сильно бьет человека, что он начинает задумываться: «а почему? а за что? а как?». И эти мысли его начинают одолевать. В чем же радость жизни, в чем же смысл жизни, если мы, полагая смысл жизни в этом ограниченном земном бытии, часто встречаем в нем скорби и другие трудности. Тогда бывает, что человек, действительно, возвращается к Богу и начинает следовать за Ним. Но это следование за Богом требует больших усилий, большого самоотвержения.
Глядя на святых апостолов, мы видим, что они, не задумываясь и даже не дав никакого распоряжения о своем имуществе, не простившись с родителями, оставили все и последовали за Господом. Нам, конечно, такой решительности не иметь, но хотя бы отчасти какую-то твердость самоотвержения в нашем сердце нужно иметь, потому без этой твердости, без этого самоотвержения невозможно следовать за Господом и соединиться с Ним своей душой. От этого самоотвержения и соединения нашей души с Богом впоследствии бывает для человека большое благо. Потому что Бог вечен. Бог, как говорит Священное Писание, есть Любовь, Бог есть Дух, Бог есть то самое хорошее, самое прочное, что есть во всей вселенной. И когда человеческая душа отвергает все, все свои влечения падшего естества, все свои мелочности и расчеты и начинает идти за Господом, внутри, в тайне своей души, сердца, то она обретает большую радость. Потому что Бог есть Любовь и Бог наполняет сердце человека, может быть, даже и при каких-то внешних не очень благоприятных обстоятельствах, большой радостью в жизни. И такой человек всегда, чтобы с ним ни случилось, возглашает в своей душе «слава Богу за все!».
Если мы посмотрим на святых апостолов, мы увидим, сколько они подвергались впоследствии различным гонениям, претерпевали скорби, биения, доходило это даже до… апостол Петр был распят на кресте вниз головой, апостол Андрей тоже был распят на кресте, мы видим на наших кораблях флаги андреевские, их называют, именно на такой форме креста был распят апостол Андрей. Они претерпевали все эти мучения, но, самое главное, что они не чувствовали внутри скорби и стеснений, все это, проходя по земной жизни, встречая вот эти трудности, скорби, они внутри не огорчались, они внутри были тверды, потому что их внутренний мир, их сердце было основано на вере в Бога, на Боге, что Бог с ними пребывал невидимо в их душах, почивал на престоле их сердец. И мы с вами, когда возымеем такое твердое желание следовать всегда будем знать, что чтобы с нами ни случилось, какие ни были бы перемены в жизни — потеря близкого человека, здоровья, будем знать, что Бог всегда с нами. И вот это осознание того, что Бог всегда рядом, а самое главное то, что благодать этому человеку всегда сопутствует, то вот это следование за Господом всегда приносит человеку, христианину, большую радость. Поэтому я желаю чтобы, как и сегодняшнее Евангелие повествовало о призвании апостолов, об их самоотверженном решении следовать за Господом, чтобы и мы, православные христиане, не забывали о своем призвании. Мы тоже призваны следовать за Господом, и это следование приносит в душу настоящую радость, основательную прочность в его жизни, в его судьбе. И дай Бог, чтобы эта вера, эта благодать Божия всегда нам сопутствовали, чтобы Господь всегда был с нами, помогал во всей нашей жизни и сподобил бы нас многих своих даров и Царства Небесного. Аминь. Храни Господь вас!