«ПРОСИТЕ, И ДАНО БУДЕТ ВАМ…». Интервью со священником Владимиром Крючковым

18162959.756661.2303Каждый человек испытывает в жизни какую-либо нужду: у одних не ладится со здоровьем, у других не складывается личная жизнь, третьи не могут найти работу… В такие трудные моменты верующие люди знают, как поступать – обращаться за помощью к Богу. О том, как правильно молиться Господу в трудных жизненных обстоятельствах поговорим с клириком Христорождественского кафедрального собора г. Уварово священником Владимиром Крючковым.

— Что такое молитва и для чего она нужна человеку?

— Святые отцы говорили, что молитва — это жизнь души, ее дыхание, то, с чем человек обращается к Богу. Это наше непосредственное общение с Творцом. Это самое важное и нужное дело для христианина.

В Ветхом Завете мы можем видеть, что Адам общался напрямую с Господом. То есть он не молился, а просто беседовал с Ним. Это было возможно потому, что изначально человек был безгрешен. Однако после грехопадения, после изгнания человека из рая, изменилась и исказилась вся природа человека. И сегодня каждый должен осознавать свое греховное состояние и с покаянной молитвой взывать ко Господу. В покаянии заложено дело нашего спасения.

— Батюшка, какова сила молитвы?

— Если молитва — это жизнь души, то судите сами, какова у нее может быть сила. Господь говорит в Евангелии от Матфея: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Матф.7,7). Господь предложил нам просить, искать и стучать чрез молитву. Это так же, как когда мы теряем что-нибудь, то решаем искать, пока не найдем; так и в нашей молитве мы должны просить и стучать, пока наши нужды не будут исполнены по Его воле. И  если человек будет просить, Господь обязательно подаст просимое. Только следует помнить о том, что молиться нужно правильно. Когда человек просит то, что ему неполезно, то Господь может ему этого не подать. Молить Господа необходимо, в первую очередь, о прощении своих согрешениях, о своем духовном совершенствовании. Неверно в молитве во главу угла ставить земное, вещественное.

Человек зачастую просит то, что ему неполезно.  Поэтому в молитве необходимо всякое прошение завершать словами: «Господи, да будет воля Твоя».

Эталоном молитвы служит «Отче наш», ее нам дал Сам Господь наш Иисус Христос. Молитва, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, должна состоять из трех составляющих: это внимание, благоговение и покаяние. Если хотя бы одной из них не будет, молитва уже превратится в пустой звук. В молитве «Отче наш» все эти составляющие можно проследить уже по тексту. Когда мы взываем в этой молитве ко Господу, то говорим: «Да святится имя Твое», то есть святее имени Господня на свете ничего нет. Мы благоговеем и преклоняемся перед именем Божиим. «Да приидет Царствие Твое», — мы все желаем, чтобы Царство Божие было и на земле, и на небе, в наших душах, мы стремимся к этому. И самое главное, мы просим о прощении наших грехов: «И остави нам долги наши». А что такое «долги»? Это наши грехи. «Точно так же, как мы оставляем должникам нашим», а кому должникам? Нашим обидчикам, недоброжелателям… Здесь великолепно показан духовный закон: если мы не прощаем обид, то Господь и нам не прощает согрешений.

Самое главное — молиться о духовном, а все остальное приложится, об этом говорит Господь в Евангелии.

— Отец Владимир, бывают такие случаи, когда человек молится, но Господь не подает просимого. И тогда у человека начинает колебаться вера. Как быть в таком случае?

— Это бывает от нескольких причин. Во-первых, если человек молится со вниманием, благоговением и покаянным чувством, а Господь не подает просимого, это может быть от того, что исполнение прошения неполезно для человека в данный момент или вообще. Вторая причина может крыться в том, что между сеянием (молитвой) и жатвой (получением просимого) должно пройти определенное время, чтобы человек пожал плоды.

Что касается колебания в вере, то это происходит от нашего нетерпения и малодушия. Надо всегда помнить о том, что если человек просит на добро, Господь обязательно ему подаст – всему свое время. Не нужно оставлять молитву, наоборот, нужно проявить терпение и не переставая взывать ко Господу.

— Скажите, батюшка, кому правильнее молиться в какой-либо нужде — святым или напрямую Богу?

— Святые есть ходатаи за нас. Когда человек тяжко согрешил, он ищет себе ходатаев среди святых, потому что он виноват перед Господом и не дерзает обращаться напрямую. Ведь в земной жизни также: если мы боимся прийти на прием к какому-то высокопоставленному лицу, боимся, что  он нам откажет и нас не примет, мы обязательно ищем каких-то посредников, знакомых, чтобы замолвили о нас словечко. И тогда все получается. Это земная параллель небесным ходатаям. Святые настолько угодили Богу, что Господь внимает им и по их за нас молитвам подает нам Свою помощь.

Сила молитвы заключается не в многословии. Зачастую бывает так, что приходит человек и говорит: «Батюшка, я молился очень много, и акафисты читал, и каноны, и все что можно в Евангелии, а Господь не подает просимое, и все». Это бывает от рассеянности в молитве. В этом случае молитва – словесная, а не сердечная.  То есть человек не прилагал сердца, искренности.

Молитва вообще очень тяжкий духовный труд, и нужно постоянно принуждать себя к молитвенному подвигу. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что когда молиться не хочется, надо понуждать себя. Господь молитву с понуждением приемлет и воздает за нее «седмерицею». Такая молитва гораздо ценнее у Господа.

Бывают еще такие искушения. Если человек рассеян в молитве, то у него появляются такие мысли: «Вот я и молиться совсем не могу. Может, оставить совсем эту молитву? Это же грех перед Господом. Чем я так рассеянно молюсь, о чем-то своем думаю, может, лучше вообще не молиться?». Это в корне неправильный подход. Молиться обязательно нужно. Если одолевают какие-то рассеяния, помыслы, нужно напрягать внимание. Если одолевает нежелание, лень, нужно понуждать себя к молитве. Ели во время чтения молитвы нападает сонливость или какие-то помыслы, чтобы бросить молитву, есть прекрасное правило святых отцов. Нужно встать на колени и как можно медленнее начать читать все с начала. Как можно медленнее, выговаривая каждую букву, каждое слово, пропуская прочитанное через ум, сердце, душу. И тогда все эти наветы вражии немедленно отлетят, и молитва пойдет, как должно.

— Батюшка, как понять, что молитва услышана?

— Когда человек взывает в горести души к Богу, когда с его ближними или с ним самим что-то случилось, то об искренности молитвы можно даже не говорить. Человек просит помощи, он просто вопиет к Богу: «Господи, помоги, пропадаю или пропадаем». Господь слышит этот вопль покаянной души, и обязательно посылает помощь. Что это за помощь? Человеку после молитвы становится намного легче, он чувствует себя утешенным. Это чувство — уже признак, что Господь его услышал. Есть и явные признаки, когда Господь подает просимое: человек выздоравливает, выбирается из своих грехопадений, начинает вести добрую, благочестивую жизнь…

— Отец Владимир, спаси Вас Господь, что нашли время и ответили на наши вопросы.

— Помощи Божией в молитвенных трудах. Да благословит вас всех Господь.