СЛОВО ЕПИСКОПА УВАРОВСКОГО И КИРСАНОВСКОГО ИГНАТИЯ В ПРАЗДНИК ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

DSC_0723Дорогие братья и сестры, мы вас всех сердечно поздравляем с двунадесятым Богородичным праздником — Введением во храм Пресвятой Богородицы. Из истории праздника мы знаем, что Божия Матерь была плодом молитвы Ее родителей, праведных богоотцов Иоакима и Анны, у которых много лет не было детей. Они молились и в молитве обещали Богу, если будет дан ребенок, посвятить его Богу. И вот совершилось, действительно, чудо: уже пожилые родители явили на свет будущую Божию Матерь и, по своему обету, посвятили Ее в трехлетнем возрасте Богу. В этом возрасте Дева Мария была введена в храм Господень. Сегодня мы воспоминаем это событие.

В храме Дева Мария пребывала до 14-летнего возраста, и все это время Она находилась в молитве, богомыслии и питалась из рук ангельских. Действительно, она была достойна стать вместилищем Самого Бога.

Во Псалтири есть такие слова: «Изволих приметатися в селениих Божиих паче нежели жити в селениих грешничих» (Пс.83,11). Все, кто стремится к Богу, старается чаще пребывать в храме Божием. Потому что для такого человека, для его души, храм — это что-то близкое и родное, это то место, где он находит отдохновение, укрепление и утешение в своих душевных переживаниях, в скорбях или каких-то других земных, мирских обычных передрягах. И Божия Матерь, пребывая в храме Господнем в Иерусалиме, научает нас тому, чтобы мы почаще ходили в храм Божий, чтобы мы свою душу тоже уготавливали для Бога, чтобы сердце было престолом для Бога и чтобы наша душа действительно стала невидимым, нерукотворенным храмом. Мы, как православные христиане, должны каждое воскресенье ходить в храм на Божественную литургию и вечером — на Всенощное бдение. Мы часто замечаем, что иногда на Литургии бывает больше людей, а на вечернем богослужении — меньше. Но я хотел бы сказать, что на вечернем богослужении, если мы пребываем на нем от начала и до конца, мы получаем тоже особую благодать, особую вечную тишину в сердце, которую Бог подает через участие во Всенощном воскресном бдении. Поэтому не надо забывать этого правила, этого церковного устава и стараться обязательно его исполнять. Также мы должны и на большие праздники, как сегодня, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, ходить в храм Божий.

Иногда мы себя оправдываем тем, что у нас много земных забот, что мы болеем, что есть какие-то вопросы, которые мы должны именно сейчас решить, когда нужно идти в храм. Но это часто бывает от лукавого. В Евангелии сказано: «Ищите, прежде всего, Царства Небесного и правды его, а остальное все приложится вам» (Мф. 6, 33). А нам сегодня насаждают жить по-другому: искать этого всего «остального», думая, что через это Царство Небесное вселится в наши души и даст радость, спокойствие и какое-то блаженство. Это глубокая ошибка.

Только в храме Божием мы можем укрепиться духовно и преодолевать трудности, решать земные вопросы, которые стоят сегодня перед нами, правильно, грамотно и плодотворно. В целом так и жила наша Святая Русь Московского периода. Отчасти это было и в начале Петербургского периода, в XVII веке, а потом уже, начиная с правления Петра I, многие слои общества, особенно высшие, начали увлекаться западным образом жизни, культом разных увеселений, и стали забывать храм Божий. А в XIX веке эта пропаганда вольнодумства уже достигла и самых низших слоев христианства. И то, что случилось в начале XX века, конечно, не случайность. Это результат долгих процессов, которые шли веками, отрывая наш русский народ от храма Божия, от научения его словом Божиим, от напитывания его сердец Божественною благодатию. В результате, что мы получаем? «Свято место пусто не бывает!» Душа без Бога становится вертепом всякой нечистой силы, страстей, которые губят и самого человека, и все общество. Вот эта междоусобная гражданская война, революция начала XX века являются ярким свидетельством того, что души наших соотечественников в то время не были вместилищем и храмом для Бога, а были вместилищем больше земных страстей, бесовских наваждений.

Только в храме Божием, если мы приходим в него, по-настоящему каемся, исповедуемся и бываем верны его церковному уставу, только здесь мы можем удалиться от этих душевных бед, которые потом переходят в общественные нестроения. Пусть Божия Матерь будет нам примером, будет нашей Помощницей и Молитвенницей в деле спасения наших душ. Дай Бог, чтобы наши храмы стояли до скончания века, и у нас была бы возможность приходить в Дом Божий и очищать свои души, делать их храмом для Бога. Аминь.