РАТНЫЙ ПОДВИГ СВЯЩЕННИКА ТАМБОВЩИНЫ

85139194Хотя со времени окончания Великой Отечественной войны прошло уже 70 лет, существуют ее важные аспекты и темы, которые начали глубоко изучаться лишь относительно недавно. К числу таких тем относится роль Русской Православной Церкви и подвиг священнослужителей в годы Великой Отечественной войны. Эта тема привлекает внимание отечественных и зарубежных исследователей, а также множества волонтеров.

Так, в число добровольцев вошли студенты исследовательской группы «Православие» Жердевского колледжа сахарной промышленности. Молодые люди занимаются поиском информации о деятельности церквей и священнослужителей Тамбовщины в годы Великой Отечественной войны. Вопрос о реальных потерях, понесенных Русской Церковью в Великой Отечественной войне, мало исследован, поэтому ребята собирают информацию по крупицам, черпая ее из различных источников.

В преддверии Дня Победы ребятам удалось закончить сбор информации о священнике Михаило-Архангельской церкви с. Мордово, Александре Бородине, который в дальнейшем был пострижен в схиму с именем Питирим, в честь святителя Питирима Тамбовского.

Александр родился в 1914 году в семье крестьянина села Шмаровка Мордовского района Тамбовской области. В отроческое годы ему довелось побывать в Киеве и там встретиться со старицей Августой, которая предсказала, что скоро будет война, и он будет воевать, но никого не убьет и вернется живым. В дальнейшем станет священником.

Спустя несколько лет после того случая Бородин вновь посетил Киев, имея намерение принять монашество, но старцы благословили его вернуться домой, сказав, что Бог указал ему другой путь. Александр послушался и сочетался браком с благочестивой девушкой Агриппиной. Впоследствии у них родилось семеро детей.

Когда началась война Александр Иванович Бородин вместе с односельчанами ушел на фронт, где восстанавливал разбитые фашистами дороги. В части, где он служил, был убит кладовщик продовольственного склада и за присущую ему мудрость Александр получил эту должность.

Крепкая вера и молитва незримой стеной ограждали воина от смертельной опасности. Александр Иванович вспоминал: «Я, когда ехал, все, какие знал, молитвы пел вслух. Кругом огонь, а я еду на лошади и молюсь».

Также Бородин не забывал и об исполнении заповедей Божиих, о милосердии и любви к ближнему. Известно множество случаев, где он проявлял любовь к ближним. Однажды во время налета вражеской авиации он спас маленькую девочку, закрывая ее своим телом. В конце войны, когда наши войска вступили в Берлин, по инициативе Александра была организована раздача горячей пищи голодающему местному населению — женщинам, детям и старикам.

Александр Бородин был награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы».

f_757-1Вернувшись в родное село был рукоположен во диакона, а в 1951 году во иерея, после чего он становится штатным священником Михаило-Архангельской церкви с. Мордово, в 1954 году назначается настоятелем храма. Отец Александр много проповедовал, давал мудрые советы. На вопрос прихожан: «Как избавиться от зла и что делать, чтобы стать угодным Богу, батюшка отвечал: «Главное – позаботьтесь о своей совести, и делайте то, что она советует. А злоба или страсть не присуща природе человека, потому что Господь сотворил в нас не страсти, но множество добродетелей, к которым принадлежит милосердие, вера, надежда, любовь».

Когда отец Александр в 1964 году присутствовал на погребении схиигумена Митрофана, к нему подошла мать Мария (будущая мичуринская схимонахиня Серафима) и велела принять монашество. Он удивился, подумав: «А как же Агриппина, дети?». В ответ на его мысли матушка уточнила: «Не сейчас, а в 60 лет». В тот момент батюшке было 50. В последующие годы здоровье его начало заметно слабеть. Незадолго до кончины отец Александр был пострижен в схиму с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского.

В одной из своих последних проповедей батюшка говорил: «К успению своему надо хорошо подготовиться… Настоящая жизнь – время покаяния и подвигов для стяжания добродетели, а будущая жизнь – время воздаяния… Блюдите, чтобы никто вас не осуждал за вашу жизнь, и храните себя непричастными всякому греху… Мы, христиане, должны хранить согласие, мир, христоподражательную кротость и человеколюбие. Если по искушению случился между вами соблазн, старайтесь как можно быстрее примириться с ближним. Имейте между собой любовь и братолюбие…»

М. Рыжкова, студентка группы 1К9 и О. Морякина, преподаватель

Жердевского колледжа сахарной промышленности