День семьи, любви и верности, который стал отмечаться в нашей стране не так давно, нужен нашему обществу как воздух. Браки разрушаются с легкостью, как никогда раньше, о супружеской верности не каждый готов помнить, не говоря уже о том, чтобы ее хранить. А ведь семья — это выражение истинной Божьей милости. Если мы с любовью и благоговением будем беречь этот бесценный дар, то любовь и благосостояние в наших семьях от такого отношения будут только расти и множиться.
Святые Петр и Феврония дали нам пример идеальной православной семьи. Именно за это они удостоены церковного почитания, именно поэтому их жизнь вот уже более восьми веков служит для нас примером должного отношения супругов к церковному браку и друг к другу.
Муромский князь Петр и его жена Феврония, чья память совершается Церковью 8 июля, стали образцом супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. Они умерли в один день и их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу. Иначе как чудом это назвать нельзя.
О любви до гроба и подобной кончине в один день мечтают, наверное, многие молодожены. Однако подобное нужно заслужить. Святые Петр и Феврония вырастили прекрасных детей: сыновей-патриотов, дочь – супругу великого князя. Они не предали друг друга в годину испытаний, оставаясь всегда вместе – и в радости, и в горе. Супруги твердо хранили Православную веру, за что сподобились великой милости от Бога.
Не нужно думать, что святых Петра и Февронию обошли стороной те испытания, которые поджидают каждую супружескую чету. Нет, и они прошли испытание бытом, а именно, разностью привычек и черт характера, которые каждый из них получил в процессе воспитания и накопил за время самостоятельной жизни. И их встретили обстоятельства, которые зачастую приходят не только из внутренней жизни семьи, но и извне, в том числе и от людей-завистников. Из “Повести о Петре и Февронии” священника Ермолая мы знаем, что ненавистники князя желали разлучить его с супругой, но Петр готов был претерпеть изгнание из родного города, лишь бы не разлучаться с любимой женой, лишь бы не потерять драгоценный дар – семью, данную ему Самим Богом.
После оставления княжеского служения испытания для Петра и Февронии продолжились. Петра начали мучить сомнения, правильно ли он поступил, покинув Муром. Однако Феврония всячески утешала мужа и призывала искать волю Божию, а не свою, напоминая, что Творец, призвавший Петра к княжескому служению, может указать ему новый путь или вернуть на прежний. Верная супруга объясняла, что Бог, соединивший их, не допустит разрушения благословенного союза.
Вскоре справедливость слов Февронии подтвердилась. Из Мурома прискакал вельможа с вестью о том, что после изгнания князя в городе начались междоусобицы, и весь народ слезно просил князя вернуться обратно. Князь и княгиня возвратились в Муром и продолжили свое служение, являясь для всех своих подданых больше матерью и отцом, нежели владыками.
Перед кончиной, по обычаям того времени, они одновременно приняли монашеский постриг. Петр в монашестве был наречен Давидом, Феврония — Евфросинией. Монашество стало для них способом удалиться от княжеских забот, отдать больше времени молитве и таким образом достойно приготовиться к смерти.
Святые Петр и Феврония перед постригом завещали похоронить себя вместе, в одном гробе, который еще при жизни был вытесан для них из камня. Но их воля не была исполнена, потому как не положено монахов класть в одном гробу.
Тогда и совершилось главное чудо, прославившее святых Петра и Февронию. Наутро люди нашли оба отдельных гроба пустыми. Святые же тела Петра и Февронии лежали в городе в соборной церкви Пречистой Богородицы, в одном гробе, который они сами повелели себе сотворить. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.
Петр и Феврония были причислены к лику святых на церковном соборе 1547 года. Их мощи покоятся в главном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Они удостоены прославления в лике святых “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Этим они исполнили свое призвание христиан. А это значит, что каждый из тех, кто подвизается в православном браке и следует их примеру, может быть поставлен в один ряд со святыми и может стяжать венец, которого удостоились Петр и Феврония Муромские.
Действенность молитвы к этим святым, которая творится Церковью уже несколько столетий, убеждает нас в подлинности облика Петра и Февронии как покровителей православного брака. Именно им следует молиться о счастливом супружестве, о ниспослании в семью мира, об укреплении брачных уз и даровании детей.
Молитва ко святым благоверным князем Петру и Февронии, Муромским чудотворцам
О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели, честнаго брака хранители и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы!
Вы во дни земнаго жития вашего образ благочестия, христианския любве и верности друг ко другу даже до гроба явили есте и тем законное и благословенное супружество прославили есте.
Сего ради к вам прибегаем и молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние*, наипаче же союзом брачным сочетавшимся даруйте молитвами вашими целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие душ и телес, ложе ненаветное, пребывание незазорное, семя долгожизненное, о чадех благодать, домы исполнены благостыни и в жизни вечней неувядаемый венец славы Небесныя.
Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите приснии заступницы наши пред Господем и сподобите нас предстательством вашим спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.