АРХИЕРЕЙСКОМУ ХОРУ «БЛАГОВЕЩЕНИЕ» — 18 ЛЕТ

DSC006941Бесценный дар глубоко верующего человека — слышать молитву как древнюю песню, помнить звучание каждого праздника в честь Господа, Пресвятой Богородицы и святых. Этим музыкальным талантом  делятся певчие архиерейского хора Христорождественского кафедрального собора каждое богослужение, без выходных и отпусков, уже восемнадцатый, за историю церковного клира, день Благовещения Пресвятой Богородицы.

Во славу Бога, с любовью и радостью к Нему возносятся молитвы от всех прихожан голосами певчих хора под руководством регента Ирины Якимовой. Каждый праздник Благовещения она снова вспоминает «благую весть», как переводится название этого праздника с греческого языка, которая прозвучала с клироса впервые 7 апреля 1994 года.
— В то время храм только начинали восстанавливать, — вспоминает Ирина Вячеславовна. — Мы готовились к первой службе с декабря 1993 года. И на первом богослужении многие думали, будто это приехали певчие из Тамбова, либо в храме включили какие-то записи. Настолько трехголосное пение в те времена было в диковинку. 

Это удивительное событие в истории храма Рождества Христова началось с участием Ирины Якимовой не без Промысла Божьего. Прадеды неизменного регента церковного хора были священниками в Христорождественской церкви. В 1992 году городские власти передали здание Дома культуры, в котором предстояло возрождать храм. Работы по восстановлению возглавил архимандрит Полихроний (Пиданов), который закончил регентское отделение Московской духовной академии и семинарии Троице-Сергиевой Лавры и организовал первый состав хора, создал репертуар и, главное, помог найти уникальный молитвенный дух, который хранят певчие и сейчас.

Служение, а не работа. Ирина Вячеславовна  через полтора года стала регентом. Постепенно сформировался состав певчих из числа учителей музыкальной школы. Так музыка и церковное пение, которое Сергей Рахманинов считал первоисточником русской музыки,  многих привела к истинной вере в Бога. Именно веру Ирина Вячеславовна считает главным условием службы на клиросе.

— Если просто петь — то да, конечно, надо иметь голос, надо уметь читать ноты, — отмечает она. — Но я думаю, у певчих в храме еще должен быть молитвенный дух, настрой. Конечно, молиться надо. И я думаю, что без веры в Бога здесь в храме мы бы не закрепились, не утвердились, если бы Господь не благословил. Это, действительно, благословение Божие. И для всех певчих храм наравне с семейной жизнью, и уже без храма жизнь не представляется. Поэтому для нас пение в хоре — это не работа, это служба и крест, который надо нести с любовью. Тогда каждое богослужение получится особенным, со своей атмосферой:  когда Пасха — с радостью, когда пост — с покаянным чувством».

В течение последних лет сформировался постоянный состав хора: Г.Е. Воропаева, И.А. Кузнецова, Т.Г. Щербашина, Л.А. Заикина, И.И. Гутникова, М.Ф. Сукачева, А. Чернова.

«Ис полла эти деспота». С греческого языка эти слова переводятся как «Многая лета Владыке». Это песнопение проходит через всю историю храмового хора.

— Архиерейские богослужения — сложные, их надо знать: и мне, как регенту, чтобы по службе сориентировать певчих, и плюс для Владыки ради Христа хочется спеть, — поясняет Ирина Вячеславовна. Были благодатные службы с Владыкой Евгением, епископом Нижегородским и Тамбовским. Сейчас снова в нашем храме звучат песнопения архиерейского чина. С Владыкой Игнатием каждая служба — это праздник. Я думаю, что не случайно все так сложилось. Раньше нередко хотелось спеть «ис полла эти деспота». Теперь благодатный монашеский дух возродился.

«Слава Богу за все». Эти слова часто звучат и с клироса и в речи самих певчих. Несмотря на то, что порой бывает сложно даже физически пропеть всю службу, никто не жалуется. Духовных сил, которые побеждают телесные немощи, придает Божья  благодать каждого богослужения и поддержка Преосвященного Владыки Игнатия, священников и прихожан. 

— Мы благодарны за то, что Владыка к нам благосклонно относится, — рассказывает регент. — И после службы доброе слово скажет. Его архипастырская забота дает внутренний стержень, который защищает от искушений и придает сил».

Протоиерей Владислав Сысолятин, благочинный Уваровского округа, также поддерживает певчих.

—  Конечно, когда хор поет слаженно, то молитвенный настрой и у священника, и у прихожан бывает на должном уровне. Если не бывает срывов в пении, то и молитва не рассеивается, не срывается. Сейчас по благословению епископа Уваровского и Кирсановского Игнатия в хор привлекаются новые люди из числа девушек 16 -18 лет из музыкальной школы для обучения. Они постепенно будут вливаться в коллектив, да и голоса будут омолаживаться.

Значимость песнопений как древних молитв отмечают и новые клирики кафедрального собора.

— Церковные песнопения были с незапамятных времен и в псалмах, в псалтири, пророк Давид говорил: «Пойте Богови нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте», — рассказывает диакон  Владимир Крючков. — То есть  еще во времена Ветхого Завета молитвенные песнопения были в первой Церкви, дошло все и до наших дней. Вся атмосфера богослужения, молитвенное настроение верующих — самое главное, что должно быть в Церкви и это то, чему должен помогать хор».

За эти восемнадцать лет служения хора певчим удалось сохранить истинную цель, смысл и назначение церковного пения — напоминать людям о том, что сделал для них Бог, учить их быть верными Господу и сильными духом.

Видеосюжет