КАК НАПРАВИТЬ СЕРДЦЕ К БОГУ? О ГЛАВНОЙ МОЛИТВЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Священник Михаил Дымсков, настоятель Никольского храма р.п. Инжавино

Святая Православная Церковь вступила во дни Великого поста. Уже 13 марта, в среду сырной (мясопустной) седмицы на вечерне, которая совершается по великопостному чину, произносится молитва святого преподобного Ефрема Сирина. Великим постом эта удивительная молитва читается ежедневно с понедельника по пятницу во время утреннего и вечернего богослужений. 

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Почему именно эта молитва стала настолько важной в Богослужениях Великого поста? Многие отцы Церкви видят в ней перечисление основных недугов, проистекающих один от другого, и добродетелей, которые христианам необходимо просить у Бога.

О том, как понять смысл молитвы Ефрема Сирина и благодаря святым словам направить свое сердце к Богу, размышляет настоятель Никольского храма р.п. Инжавино священник Михаил Дымсков.

— Отец Михаил, когда мы впервые читаем великопостную молитву, один из первых вопросов, который возникает у нас, новоначальных христиан, почему именно в таком порядке, в такой последовательности в ней изложены наши недуги и добродетели? Есть в этом перечислении причинно-следственная связь?

— Недуги эти перечислены так потому, что именно постом мы стремимся, отсекая дух праздности, дух уныния, «стяжать дух мирен» (по слову преподобного Серафима Саровского). Если человек пребывает в праздности, то есть лености, в расслабленности, он не способен ни на какой духовный труд. И тогда появляется уныние. Этот страшный грех образует вокруг человека такую «скорлупу», что даже самые близкие люди не в состоянии оказать ему помощь. Чтобы уныние не укоренилось в нас, нужно занять себя чем-то полезным: молитвой, трудом, добрыми делами. Причем, если и это представляется сложным, начать можно с самого малого: сократить до минимума просмотр телевизора, пребывание в интернете – это будет первым шагом на пути к Богу. Можно поставить задачу посложнее: «За этот период поста я прочту все Священное Писание с толкованием святых отцов». Так, духовная работа будет гармонично сочетаться с воздержанием в пище.

Упоминаемый в молитве недуг любоначалия (т.е. житейской гордости, любления власти) — последствие нашей праздности и уныния. Ведь в состоянии уныния человек не может найти путь к Богу, не может общаться в молитве с Ним. Ненаправленная к Богу душа стремится поставить в центре своё «я», подчинив себе своих ближних. Любоначалие может выражаться не только в прямом властвовании, но также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям.

И, наконец, празднословие. Когда слово отклоняется от своего предназначения говорить правду, оно становится праздным. А «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в День Суда» (Мф. 12, 36).

— После перечисления недугов души молитва переходит к положительным целям покаяния. Их тоже четыре…

— Да, первая часть этой молитвы — крик из глубины души о своей беспомощности. Потом мольба о том, что так необходимо на том же пути к Богу.

Первая добродетель — целомудрие, которую мы понимаем как целостность человеческой природы. Сегодня мы все фрагментарны, разделены, у нас нет целостного мировоззрения, которое нами движет. Если у человека исчезает мнимая опора (деньги, власть и др.), его мир рушится. Но когда он находит свою опору в Боге, то становится цельным, и в нем проявляется вся полнота человека со всеми его прекрасными качествами.

Благодаря целомудрию, смиренномудрию и терпению человек обретает истинную любовь — ту Божественную любовь, которой нас учит Господь, которая не знает корысти. Достичь этой уникальной Божественной христианской любви — значит, обрести уникальное мировоззрение, начать смотреть на мир по-другому. Эту добродетель многие святые искали всю жизнь.

— Как определить, что великопостная молитва действительно изменяет состояние души?

— Молитва должна приносить внутренний покой человеку. Когда он помолился и чувствует спокойствие, вот это самое целомудрие, о котором говорится в молитве, то Господь его услышал. В то же время молитва бывает разная: горячая, крепкая, сильная, когда у человека духовный подъем, или когда вынужденная, когда его одолевает бес лености, а он все равно встает и молится с понуждением себя.

Если мы после молитвы не злобимся, стараемся думать о Божественном, прощать людей, и главное — имеем любовь к ближнему, мы в таком случае правильно молимся. А вот если мы раздражаемся и начинаем видеть «сучки и бревна» в глазу своего ближнего, тогда нам нужно пересмотреть свое отношение к молитве.

Хотелось бы каждому верующему дать одну добрую рекомендацию — взять благословение на пост у священника и регулярно его посещать, чтобы он заботился о вас и духовно поддерживал.

Для духовной поддержки во время поста можно почитать творения святых отцов, любую другую православную литературу. Очень легки в восприятии для мирян и полезны для души книги старца Паисия Святогорца, для многих они стали точкой отсчета в становлении на путь веры (несколько томов имеются в библиотеке Христорождественского собора г.Уварово), также весьма поучительны творения святителей Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника Вышенского, Тихона Задонского.

Подводя итог нашей беседе, давайте вспомним святых отцов, которые советовали, чтобы мы любой поступок, совершаемый в течение каждого нового дня, соотносили с молитвой Ефрема Сирина.