ПРОПОВЕДЬ ЕПИСКОПА УВАРОВСКОГО И КИРСАНОВСКОГО ИГНАТИЯ В ДЕНЬ ПАМЯТИ СОРОКА СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ в Покровском храме села 2-я Гавриловка Гавриловского района

download
Фото Алексея Медведева.

Сегодня, в субботний день первой седмицы Великого поста, мы совершаем память святых Севастийских мучеников, которые пострадали за Христа в начале 4-го века, а именно в 320 году.

В то время Римская империя была разделена на две части: западной стороной правил император Константин, а восточной, где служили сорок воинов-мучеников, правил император Ликиний. В 313 году, впервые после трех столетий гонений на христиан со стороны языческих властей, императоры договорились издать указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками.

Как оказалось, император Константин, который впоследствии был назван равноапостольным, искренно и в доброте своего сердца пошел на этот шаг, Ликиний же поступил лукаво и после этого продолжал преследовать христиан на своей территории. Он готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить свое войско от христиан, почитавших императора Константина как настоящего христианина.

Севастийские мученики были воинами отряда Агриколая, языческого военачальника, который был подвластен императору Ликинию. И вот перед очередным сражением Агриколай начал заставлять своих воинов, чтобы те принесли жертву языческим богам, дабы умилостивить их и одержать победу над врагом. Однако сорок воинов отказались исполнить это богопротивное приказание. Они объявили себя христианами, за что были заключены в темницу. Будучи под стражей, воины предались усердной молитве, и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». И впоследствии они претерпели все мучения, которым подверглись за веру во Христа.

Когда читаешь жития этих сорока мучеников, поражаешься, как они смогли выдержать столь страшные мучения. Святые воины были действительно мужественны и храбры. Однажды в сражении, как повествуется в их житии, в отличие от своих сослуживцев, спасавшихся бегством, они остались на месте, призвав на помощь Бога. Им удалось одолеть врагов, не получив ни одного ранения. Так они были мужественны и тверды в своем служении ратному делу. Этим они показывают всем нам, нашим современным воинам, пример мужества и храбрости, которые проистекают из веры в Бога и любви к ближнему.

Если мы посмотрим на сегодняшних православных христиан, то увидим, что в нашей жизни, в армии в том числе, нечасто можно встретить такое, когда люди готовы проявить мужество, постоять друг за друга, уберечь от беды, встать на защиту слабого. У Севастийских воинов-мучеников все это было: они обладали крепкой верой во Христа и чувством истинной любви к ближнему.

Когда дело дошло до исповедания веры, святые воины проявили стойкость, за что были мучимы. В лютый зимний мороз их раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Для того чтобы их искусить, ослабить их твердость и стояние в вере, на берегу озера язычники-военачальники растопили баню.

Мученики стояли целую ночь, мужественно претерпевая все страдания. Святые отцы утверждают, что подобные христианские подвиги могут совершаться только по благодати Божией. Сам человек, со своими немощными ограниченными силами, конечно, не способен к таким сверхъестественным поступкам.

В житии святых мучеников сказано, что один из сорока воинов не выдержал холода и побежал в растопленную баню. Но как только он вступил на ее порог,  тотчас упал и умер. Вскоре Господь послал утешение стойким мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере потеплела. Стороживший мучеников воин увидел это чудо и, поразившись светом, который осиял святых, поднял голову и увидел 39 венцов, которые опускались на головы страдальцев. Удивившись, что их не 40, по числу подвергшихся мукам, а 39, он понял, что не достает одного венца, потому что бежавший в баню отвержен от лика святых. Немедленно разбудил он спавших стражников, сбросил с себя одежду и побежал в озеро со словами: «И я христианин!»

Вспомните, ведь среди двенадцати апостолов Христа один оказался предателем. Также и среди этих воинов нашелся такой человек.

Порой мне говорят: «Мы хотим ходить в храм, но там служит священник, за которым водятся такие-то грехи». Действительно, есть такие люди даже среди священства. Но, как мы уже сказали, и рядом с самим Господом был человек по имени Иуда, который, являясь Его учеником, был и предателем. Внешне он выглядел как все апостолы, но внутренне, в своих чувствах, сердечных стремлениях, он был чужд Бога.

Итак, если среди учеников Христа был предатель Иуда, если среди сорока мучеников-воинов нашелся изменник, то и среди нас, конечно, такие люди есть. Внешне они принадлежат Церкви, но на самом деле, эти люди подобны фарисеям, о которых сказано, что они больше сребролюбцы, чем боголюбцы. Но даже о таких людях не нужно соблазняться.

Церковь — это духовно-телесный организм, это единство благодати, почивающей на людях, которые стараются жить по евангельским заповедям. У первых христиан храмов не было совсем. Однако они являются для нас примером, потому что, как говорится в Священном Писании, у них была одна душа и одно сердце. Первые христиане были едины в своей жизни, в своих убеждениях, в той благодати, которая почивала в их сердцах. Поэтому так важно понимать все это правильно и никем, ничем не соблазняться.

Мы с вами делаем к Богу только первые шаги. Господь ждет от нас этого, пусть пока малого, но движения. Всевышний обязательно воззрит на наши стремления, расположенность к вере Христовой и пошлет нам Свою благодать, как послал Он ее Севастийским мученикам.

По их святому примеру всем нам нужно твердо стоять в вере, не предавать своих христианских убеждений и мужественно претерпевать любые трудности жизни. Скорби бывают у всех и всегда. Наш христианский долг — не малодушествовать, не унывать и не падать духом, а, наоборот, свидетельствовать своей жизнью, что эти трудности с Божьей помощью будут преодолены.

С Божьей помощью мы сможем подойти к тому времени, когда жить на земле станет лучше, и атмосфера среди нашего общества будет более здоровая, высоконравственная. Однако наше земное положение улучшится, если мы будем искать, прежде всего, Царства Небесного, остальное же, как читаем мы в евангельских строках, приложится нам. Царство Божие внутри нас, в нашем сердце.

Если мы будем стремиться к христианской жизни, Господь все устроит, пошлет все необходимое, что нам нужно. Только нам с вами обязательно нужно мужественно и твердо исповедовать свои христианские убеждения и стараться всеми силами следовать им: всем своим сердцем любить Бога, стараться любить ближнего и достойно исполнять то служение, на которое каждый из нас поставлен. Святые мученики, память которых мы сегодня совершаем, да будут для нас в этом примером. И дай Бог, чтобы у нас с вами эти христианские качества мужества и непоколебимости в вере, не уходили из жизни, а пребывали с нами всегда. Храни вас Господь! Аминь.