ПРОПОВЕДЬ ЕПИСКОПА УВАРОВСКОГО И КИРСАНОВСКОГО ИГНАТИЯ В НЕДЕЛЮ 4-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА, в Никольском храме с. Верхний Шибряй Уваровского района

DSC01090Возлюбленные о Господе, дорогие братья и сестры!

Сегодня мы с вами отмечаем день воскресный, 4-ю Неделю Великого поста, времени, когда каждый христианин старается воздерживаться от известного рода пищи, молиться, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. И сегодня за Божественной литургией нам было предложено Святое Евангелие, в котором повествовалось об исцелении глухонемого отрока. Давайте с вами вспомним, о чем возвещало евангельское чтение. Привели ко Господу  одного бесноватого человека. Отец глухонемого отрока поведал, что его сын болен, и никто не может его исцелить. Тогда Господь сказал: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мф. 17, 17),  и приказал привести больного,  который на самом деле был одержим нечистым духом, духом немоты и глухоты.

Как только отрок стал приближаться к Спасителю, дух, который обитал в нем, возопил громким голосом и вышел из него. Отрок пал как будто  замертво. Рядом стоявшие подумали, что он действительно мертв. Такое влияние оказало Божество Господа нашего Иисуса Христа на того нечистого духа, который вселился в этого бедного отрока и овладел всей его природой: и душой, и телом, и всеми его чувствами.

Евангелие не повествует нам о том, по каким грехам было попущено этому отроку соделаться одержимым. Однако нам известно, что никто не смог исцелить его  от болезни, даже  ученики Спасителя, к которым первоначально он был приведен отцом.

По исцелении отрок пал замертво, однако Спаситель простер Свою руку, восставил его и соделал совершенно здоровым. Христос заключил, что сей род, то есть род нечистых духов, изгоняется только молитвою и постом.

Сегодняшнее Евангелие предложено нам с вами для общего назидания. Мы должны  свято хранить пост, воздерживаясь от продуктов животного происхождения и всякого рода развлечений, и, самое главное, нам необходима молитва: домашняя   и соборная, возносимая в храме Божием.

Когда мы встаем ото сна, в первую очередь нужно помолиться Богу всей душой и всем своим сердцем, попросить у Него помощи, благословения на предстоящий день. Также и вечером, если согрешили в течение дня, то необходимо покаяться в этом пред Богом, испросить у Него прощения и с чистой совестью и мирным духом лечь спать. При этом нужно помнить, что домашняя молитва разогревается и укрепляется через соборную церковную молитву.

Молитвою и постом мы отгоняем от себя тех злых и нечистых духов, которые воюют на род человеческий. Мы с вами знаем, что до начала рода человеческого Богом был создан мир ангелов. Часть ангелов отпала от Творца, став противниками Богу, — это было их первое преступление. Второе, еще более страшное преступление, которое они совершили и этим были осуждены на вечную муку — соблазн Богом созданных людей Адама и Евы на тот же самый грех противления Господу, на грех гордости, внушив им, что они сами могут быть как боги.

Со времени грехопадения первых людей весь род человеческий находится в повреждении  своей природы: дьявол имеет возможность беседовать с нами, влагая в наши души, в наше сознание различные греховные  помыслы, и таким образом пагубно влиять на нас. Влиять так сильно, что если мы ему поддаемся, он может сделать нас своим жилищем, как сделал того больного отрока, о котором мы сегодня слышали из евангельского повествования.  Чтобы этого не произошло, нам необходимы пост и молитва.

Есть очень важная молитва — молитва непрестанная. О ней  говорится в Священном Писании устами апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18). Апостол обращается ко всем: и священникам, и мирянам, и говорит «непрестанно молитесь», то есть кроме церковной и домашней молитвы (утром и вечером), мы с вами должны непрестанно молиться ко Господу каким-то кратким молитвословием, например,  словами «Слава Богу за все». Когда на душе темно и мрачно, и кажется, что вокруг одни беды и никакого просвета, очень важны эти  краткие, но очень сильные слова: «Слава Богу за все». Тот, кто будет часто произносить их, увидит на деле, что тьма в его душе рассеется, сердце просветится и станет намного легче.

Одна из главных молитв —  молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». О ее благодатной силе воздействия на душу говорят все святые отцы. Сила молитвы заключается в самом Божественном имени Богочеловека, Господа нашего, Иисуса Христа.

Есть молитвы, обращенные к Божией Матери. Например, «Богородице Дево, радуйся…» Все эти молитвы краткие,  но очень сильные. Они  не дают доступа нечистому духу к нашему сознанию. Огражденный таким образом человек  становится недоступным для действия темных сил — этому и учит нас сегодняшнее Евангелие.

Кроме духов нечистых есть, конечно, и духи светлые. У каждого из нас есть Ангел-хранитель, который также может влагать в нас мысли и образы, но только  добрые.  Его присутствие и влияние на нас  обычно познается через  тихий мир, воцарившийся в душе, через спокойствие, радость, любовь ко всем, расположение. Влияние же нечистого духа  познается обычно по смущению в человеке, по раздражению или другим чувствам, которые выводят человека из себя.

Многие не признают существования духов, находясь в заблуждении.  Зачастую такие люди бывают водимы нечистым духом. Нам же, православным христианам, надо знать о мире духов, знать, что есть добрые, к которым мы можем обращаться за помощью в своей молитве, а есть злые, против которых необходимо вооружаться молитвой и постом. Пост и молитва — это как два колеса одной телеги, на которой мы должны двигаться по земному пути.

Любой пост должен предваряться милостыней и смирением. Можно поститься, но гордиться, думая, что мы лучше других, так как другие не постятся и грешат.  Так нам, православным христианам, думать нельзя. Надо стараться иметь жалость к ближнему, жалеть тех людей, которые впадают в грехи, ведь они вредят себе, меняя вечную жизнь на временную. Да и в земной жизни, согрешая, они расстраивают свой внутренний мир и телесное здоровье. За таких людей нам нужно молиться.

Поэтому будем стремиться иметь милость и смирение в своей душе. Господь нам всегда поможет, если увидит, что мы приближаемся к Нему через эти добродетели. Таким стремлением  мы будем удаляться  от злых духов.  

Жизнь человека, ищущего Бога, а в Нем — спасения, может, конечно, колебаться в своем земном положении, но, в конце концов, в судьбе такого человека правда и добро всегда восторжествуют. Что посеял человек, как говорят, то и пожнет. Будем  сеять с вами добрые дела, пост, молитву, смирение, милостыню и пожнем вечное блаженство в Царстве Небесном. Аминь.