Преображение Господне, празднуемое 19 августа 2014 года, относится к числу двунадесятых (главных) православных праздников. Полное название этого церковного праздника – Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник установлен в честь Преображения Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. Эти события подробно описаны в евангелиях от Матфея, Луки и Марка.
Краткая история событий, легших в основу праздника Преображения Господня, такова: незадолго до распятия Иисус, взяв с собой трех учеников, отправился в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он стал молиться. Утомившиеся апостолы уснули, а проснувшись, увидели Иисуса Христа окруженного сиянием, Его одежды сделались белее снега. Рядом с Ним стояли два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия, которые беседовали с Господом о Его близком отшествии.
Моисей и Илия, по выражению св. Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Явлением своим на горе преображения они свидетельствовали также то, что преобразившийся Владыка живых и мертвых есть Бог, Творец и Исполнитель закона и пророков.
Бывают в духовной жизни, но даже и в самых простых моментах человеческой жизни мгновения, которые так прекрасны, что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы. Это произошло и с Апостолами, когда радость наполнила сердца апостолов от увиденного, и Петр сказал Иисусу: «Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». И сказал он это, поскольку не знал что сказать, потому что они были в страхе, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели; радовались Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели. Они предстали пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, а Апостолы на Пророков. Там взаимно простирали на себя взоры предстоятели Ветхого и Нового Заветов. Таким образом, гора представляла собою Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятые Церковью, и показал, что Он есть Податель обоих.
Светлое облако осенило их, и был слышен глас Бога Отца: Сей есть Сын Мойвозлюбленный: Его слушайте. Услышав голос Божий, ученики в страхе пали на землю, а Христос коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Когда они посмотрели на Него, то увидели Его снова в обыкновенном виде.
Спускаясь с горы, Иисус повелел им никому не говорить о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых. «И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых».
Здесь, как и в стольких местах Нового Завета мы видим, что, как и мы, апостолы способны уловить светлое, дивное и так часто пройти мимо того, чего Христу стоило неимоверных страданий. Святой Серафим Саровский, говоря с одним из своих посетителей, сказа ему: «Проси у Бога именем Христа то, что тебе нужно, но помни: какой ценой Христос получил власть тебе это даровать».
А между тем, ученики еще не прошли до конца пути верности. Они еще пока только зрители. Они жили общей еврейской надеждой, что ожидаемый Мессия будет земным царем Израиля, менее всего они думали тогда об избавлении людей от греха, проклятия и смерти, о даровании жизни вечной и нетленной.
Поэтому это Преображение на горе Фавор необходимо было, чтобы Господь явил им Царство Славы Своей прежде поругания Своего и честь прежде бесчестия, чтобы, когда Он будет взят и распят, они знали, что распят не по немощи, а добровольно для спасения мира.
И сколько смогли, вместили апостолы в себя этого Божественного Свет Преображения. И им так уже не хотелось в дольний мир горя и слез. Но свет угас. Нужен был подвиг жизни, апостольские труды и мученическая смерть, чтобы навеки стяжать в себе Божественный Свет, чтобы войти в Его бесконечное Царство.
Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни.
В Праздник Преображения принято освящать плоды. Потому как это начало чуда Преображения и Богоявления; верой человеческой все без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; все, над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни – все может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие внутрь нас и будет, как сияние Христово, распространяться на все, к чему мы прикасаемся.