Для современного человека паломнические поездки являются одним из неотъемлемых атрибутов церковной жизни. Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для православного сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое почтение. Но не у всех есть возможность совершить паломническую поездку по отдаленным монастырям и храмам нашей страны. Могут ли верующие найти святыни на территории нашей епархии? Об этом рассказывает клирик Христорождественского кафедрального собора иеромонах Питирим (Сухов).
— Отец Питирим, может ли верующий человек, желающий совершить паломническую поездку по святым местам, найти благодатное место в пределах нашей епархии?
— Конечно, может. Наверное, нет на земле Русской такого района, в котором не было бы благодатных мест, отмеченных жизнью какого-либо подвижника, или явлением какой-нибудь иконы, или просто наличием святого источника, пусть и не очень известного.
В нашей епархии есть такие места. Если мы говорим о подвижниках — это село Семеновка Ржаксинского района, где погребена монахиня Мария (Матвеева). Помолиться на ее могилке едут люди не только из близлежащих районов Тамбовщины, но и из других областей, в том числе и Московской. По силе молитв монахиню Марию сравнивают с блаженной Матроной. Жизнь ее удивительна. Она родилась до революции в благочестивой крестьянской семье, в 4 года после тяжелой болезни лишилась зрения, а в 10 лет потеряла возможность ходить. В годы гонений ее болезни, попущенные Богом, спасли ее от ссылки и расстрела. За Мариино смирение Господь даровал ей дары прозорливости, утешения и дерзновенную молитву. Скончалась она в конце 60-х годов. Могилу легко найти на сельском кладбище. Она отмечена небольшой кованой часовенкой, которую видно издалека. И по молитвам к старице Марии и ее ходатайству перед Богом, Господь действительно помогает.
Есть у нас удивительное место и в селе Демьян Бедный Жердевского района. До революции там был Носовский Спасо-Преображенский мужской монастырь, построенный валаамскими монахами. Сейчас он действует только как приходской храм, но это очень благодатное, намоленное место, которое явило миру двух преподобномученников: иеромонаха Сергия (Гальковского) и иеродиакона Андроника (Барсукова), пострадавших в начале советской эпохи за Христа. Они похоронены на территории бывшего монастыря, но точное место захоронения, к сожалению, неизвестно. По свидетельствам множества очевидцев, в здании бывшего монастыря иногда слышатся песнопения церковного хора.
Места, отмеченные жизнью святых подвижников, а тем более, пролитием мученической крови, хранят благодать, которую эти подвижники получили от Бога, и люди, приходящие в эти места с благоговением, эту благодать ощущают. Будем надеяться, что в скором времени почитание преподобномученников Сергия и Андроника выйдет за рамки одного села, и их память будет совершаться повсеместно.
В пределах Уваровской епархии есть село Паревка (Инжавинский район), в котором бьет чудотворный источник, освященный в честь преподобного Серафима Саровского. Также это село известно тем, что оно дало миру двух архиереев. Один из них прославлен в лике святых — это известный святитель Афанасий (Сахаров) исповедник, епископ Ковровский. Он большую часть своей архиерейской жизни, а она пришлась на 20-30-е годы прошлого века, провел в ссылках, в лагерях и тюрьмах. Но из его трудов и писем видно, какую силу духа выковали в нем страдания за Христа.
В Гавриловском районе есть известное село Осино-Гай, которое дало миру не только героя Советсткого Союза Зою Космодемьянскую, но и мученика священника Петра Космодемьянского, который приходился Зое дедом. В советские годы он был расстрелян за веру и похоронен прямо у алтаря Знаменского храма.
Но ведь мы говорим не только о святых местах, где люди ждут чудотворений и исцелений, но и о местах, где просто хорошо душе, где благодатно. Поэтому в этот список можно внести и село Старая Ольшанка Уваровского района. Оно расположено всего в двадцати километрах от Уварова. Там находилось известное поместье героя Отечественной войны 1812 года генерала Алексея Васильевича Воейкова. До наших дней сохранился только храм, построенный его супругой в память о муже. Церковь находится в полуразрушенном состоянии, но мы надеемся, что она с помощью Божией будет восстановлена. Это место известное многим, здесь проходит множество мероприятий, туда совершаются Крестные ходы и православные велопробеги. В этом храме находится икона «Святое семейство», по молитвам перед этой иконой Господь уже не раз давал детей тем, кто долгое время был лишен радости материнства. Нам точно известны два таких случая. Одному ребенку уже более года, а второй еще находится в утробе матери. Также по молитвам у этого образа Господь укрепляет семьи, что очень важно в наше время.
И, конечно, надо упомянуть село Карандеевка Инжавинского района. Оно известно самой великой святыней нашей епархии — чудотворной Карандеевской иконой Божией Матери.
— Батюшка, расскажите об этой святыне поподробнее.
— Карандеевская икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была явлена миру в середине XIX века. Она находилась в доме семьи помещика Павлова. Помещик решил построить храм в селе Карандеевка, но не имел на это средств. Его супруга молилась у этой иконы о ниспослании помощи в возведении храма, и во сне ей было необычное видение. После этого у Павловых уродился большой урожай гречихи, от продажи которой они выручили несколько тысяч рублей. На эти деньги в 1865 году они построили храм в Карандеевке. Икона была перенесена в возведенный храм и стала являть чудеса исцеления по молитвам перед ней.
В советское время безбожники раскололи чудотворный образ на три части и разбросали их. Но одна благочестивая женщина смогла найти две из них. Она слышала женский плач, и идя в направлении этих тревожных звуков, женщина находила части иконы. Третью часть образа позже пришлось дописать. С тех пор икона благоговейно хранилась в домах селян, позже для нее была выделена молебная комната, где верующие могли молиться перед чудотворным образом. В наше время святыня находится в Михаило-Архангельском храме села Терновое.
С этого года установлено общеепархиальное празднование в честь этой иконы: в первую пятницу после праздника Святой Троицы.
Это самая большая святыня нашей епархии. Будем надеяться, что и в наше время Матерь Божия будет являть чудеса по молитвам у этого образа.
— Отец Питирим, часто, возвращаясь из паломнических поездок, верующие с воодушевлением рассказывают о посещении святых мест, в том числе святых источников. А есть ли у нас таковые?
— Святыми источниками богата русская земля. У нас практически в каждом районе епархии есть святые источники. Особенно известен источник в селе Паревка Ижавинского района. Он вытекает из холма на большой высоте, что нехарактерно для источников. Бывающие там удивляются мощному потоку воды, что тоже очень большая редкость. Там обустроена купель, желающие могут окунуться в нее.
Очень почитается в народе источник, освященный в честь Вознесения Христова, который находится недалеко от села Ковылка Кирсановского района.
Можно назвать источник рядом с селом Вязовое Жердевского района, освященный в честь Иоанна Предтечи. Можно много рассказывать о случаях помощи Божией в исцелениях, происходящих на этих источниках. Святые источники издревле очень почитаемы в народе.
— Батюшка, на что должен ориентироваться верующий человек, собираясь в паломническую поездку?
— Нам гораздо легче ехать к какой-то известной почитаемой иконе или к мощам какого-то святого, которого знает вся Россия, а то и весь Православный мир, потому что легче верить, потому что знаешь о множестве чудес, которые там происходят. На самом деле и у наших святынь можно получить не меньшую благодать, и такие же чудеса Господь являет, только надо верить. Потому что «по вере вашей да будет вам».