Победа над смертью, способность жить вечно — идея, которая владеет умами человечества на протяжении всей его истории. Смерть отнимает у человека все, сводит на нет любые его достижения, смыслы превращает в бессмыслицу. Вряд ли найдется тот, кто сказал бы, что эта грядущая встреча со смертью его радует. Как христиане относятся к смерти? Почему боятся ее и, одновременно, ждут ее — чая воскресения мертвых, как поется в Символе веры? Об этом и многом другом поговорим с клириком Христорождественского храма иеромонахом Питиримом (Суховым).
— Батюшка, расскажите, каково христианское видение смерти?
— По христианскому пониманию, смерть есть просто переход из временной жизни в вечную. На самом деле, в христианстве наступает преодоление смерти, потому что как таковой ее нет. Икона Воскресения Христова напоминает, что Христос победил смерть. Он умер как человек, но воскрес как Бог, потому что был одновременно человеком и Богом. И спасение по-христиански понимается через достижение такого состояния, когда человек очищается от всякого греха и в его сердце входит Бог — это обожение. Это цель христианской жизни. Нам кажется это невероятным и сверхъестественным, и только величайшие подвижники, может быть, этого достигали. Стяжание Святого Духа в сердце — цель нашей жизни, как говорил преподобный Серафим Саровский. Для этого нужно оттуда изгнать все пороки и страсти, и тогда для человека уже нет смерти, то есть он соединяется со Христом здесь, на земле, переходит в вечность и там продолжает пребывать со Христом в единстве. Очень много подтверждений тому в житиях святых, церковных преданиях. Многие подвижники уже ждали, когда эта бренная плоть сгинет в землю, и они будут беспрепятственно пребывать со Христом в вечности.
— А для христианина нормально бояться собственной смерти?
— Можно сказать, что боятся люди не смерти. Они интуитивно чувствуют, что, как говорят, за все в жизни надо платить, за каждое дело. И человек понимает, что он к этому не готов. Оглядываясь на прошлую жизнь, он понимает, что там больше грехов, равнодушия к делу спасения, движения по течению. А как же тогда давать ответ? Вот этого человек боится. Поэтому христианину, чтобы достичь состояния обожения, нужно трудиться и трудиться всю жизнь, и пока человек этого не достиг и он это понимает, то конечно, ему страшновато. Он не знает, как предстанет пред Богом и какой ответ даст, на что он употребил данную Богом жизнь? Как он воспользовался теми бесчисленными дарами и благодеяниями, которые ему дал Господь? Но если человек уже достиг этого состояния, то у него уже нет страха смерти. Хотя, многие подвижники на вопросы о страхе перед смертью, может быть, по смирению, отвечали: «Не знаю даже, братия, положил ли я начало своему покаянию и исправлению…»
— Можно ли как-то подготовиться к смерти?
— Вся жизнь христианина и есть подготовка к смерти. Жизнь по правде Божией, по совести, стараться приобрести самое дорогое, может быть, качество для души — смирение. Кто-то из святых отцов говорил: «Помни час смертный и во век не согрешишь». И действительно, если помнить, что за все придется дать ответ в вечной жизни, то тогда будешь себя постоянно контролировать. Это самое сложное, потому то мы очень рассеянно живем. Из-за этого легко появляются греховные мысли, плюс наши привычки, и все это вместе ведет к тому, что мы постоянно грешим. Но если помнить о смертном часе, то можно быть внимательнее в жизни.
— Есть ли в описание перехода в вечную жизнь или описание загробной жизни в свидетельствах святых отцов?
— Вспомнился рассказ о жизни одного монаха, который жил нерадиво, рассеянно в монастыре. Его пытались как-то увещевать, но это не действовало. И вот ему пришло время умирать. Перед смертью у него было видение, а затем на короткое время он пришел в себя и был необычайно радостным, его лицо светилось. Братия у него спрашивают: «Брат, расскажи, что ты там видел?». И он ответил, что Господь открыл, что простил его. «Как же это возможно, когда ты жил так нерадиво?» — вновь спросили монахи. «Да, конечно, я жил так, и мне стыдно за это, — отвечал умирающий. — Но скажу вам честно: за всю свою жизнь я никогда никого не осудил, и только за одно это Господь меня простил». Это хороший пример для нас. Если мы научимся никого не осуждать, то мы тоже можем надеяться на прощение. Но это очень трудно.
— Спасибо за душеспасительные ответы, а нашим читателям пожелаем жить по заповедям Божиим.