Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня мы с вами отмечаем день воскресный, именуемый Неделей о Страшном Суде.
Задолго до начала Великого поста Церковь начинает готовить верующих к вступлению на поприще духовных трудов. Святую Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные недели. Первая из них — Неделя мытаря и фарисея учила нас правильной молитве и неосуждению ближних; следующая за ней Неделя о блудном сыне настраивала нас на истинное покаяние, которое учит нас в любых скорбных обстоятельствах не отчаиваться, обращаться к Богу, каяться и осознавать, что Отец Небесный всегда нас может принять, простить, укрепить и наставить на путь спасения, подавая все необходимое для нашей жизни.
Сегодня третья подготовительная неделя — мы воспоминаем Страшный Суд. Говоря о Страшном Суде, мне хотелось бы вам напомнить об одной из главных добродетелей — страхе Божием. К сожалению, в наше время он заменяется другими страхами: страхом за свою жизнь, за судьбу детей, за материальную нестабильность. Большинство людей живут в этих земных страхах, забывая о спасительном страхе Божием.
Страх потери земных благ приносит душе очень много горестей, нестроений, смущений. Страх Божий, наоборот, вселяет в нашу душу мир и покой. Ведь человек, пребывающий в нем, боится совершить грех, он удаляется от греха. Такой человек живет в Боге и у него не появляется чувства беспокойства, он правильно совершает свой земной путь, несмотря на любые жизненные обстоятельства. Он уверен в том, что Господь рядом, и Он всегда поможет.
Нам с вами необходимо помнить об этой добродетели и понимать, что страх Божий должен присутствовать в жизни каждого человека. Но не нужно путать спасительный страх с человеческой трусостью и неуверенностью – это совсем иное.
Сегодня за Божественной литургией мы слышали евангельское повествование о Страшном Суде.
Каждый из нас сначала будет проходить частный суд. По смерти, когда разлучается душа от тела, человек проходит так называемые мытарства, и на сороковой день Богом определяется его участь: помилование или осуждение. Страшный же Суд наступит, когда жизнь этого земного мира закончится: жизнь не только каждого из нас, но и всего народонаселения планеты. Всеобщий суд будет не только для людей, но и для падших ангелов. Они тоже предстанут перед Судьей для окончательного осуждения.
Время от частного суда до Страшного замечательно тем, что в этот период можно помочь многим душам, облегчить, изменить их загробную участь (именно об этом мы молились вчера, на богослужении Вселенской родительской субботы). Церковь молится за души усопших православных христиан, и мы верим, что в этот период души тех, кто не успел покаяться, не сделал каких-то добрых дел, могут быть помилованы Богом. На Страшном же Суде будет окончательно решено, где каждой душе уготовано место: в раю с Богом и святыми Его Ангелами, или в темницах адовых, в мучениях, с отвергнутыми падшими ангелами. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Если бы человек знал, как ужасен ад и как сладок рай, то он готов был бы вытерпеть самые страшные муки здесь, на земле».
И вот Святое Евангелие повествует нам о том, как можно сподобиться правой части, то есть спасения. В Писании Нового Завета сказано, что Отец Небесный, как Пастырь наших душ, придет в славе Своей; не в уничижении, не в «рабьем зраке», не в виде нашей человеческой природы, которую он воспринял в первое Свое пришествие. Он придет в великой славе и все святые Ангелы с Ним судить род человеческий. И поставит Он одних по правую сторону, а других по левую. Что Он скажет тем, кто сподобился Царства Небесного, и будет стоять по правую сторону? Он возвестит: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 34-36). Тогда праведники спросят: «Господи, когда же Ты приходил, и мы Тебя принимали, кормили?» И ответит Господь: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). То есть если мы странника принимали, кормили голодного, одевали нуждающегося, то через этого ближнего мы делали добро самому Господу.
Стоящим по левую сторону возвестит Господь: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25, 41-43). Они по примеру первых спросят Его: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф. 25, 44). И какой они получат ответ от Господа? «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 45-46).
Это повествование о Страшном Суде очень поучительно для нас. Мы часто думаем, заблуждаясь, что совершая какое-то серьезное дело в земной жизни, мы будем достойны похвал и в вечности. На самом деле все это малозначительно, и главная ценность нашей жизни — это ближний, наше отношение к нему. А что происходит у нас? Все огорчения и переживания, плохое настроение выливаются, прежде всего, на наших ближних: на мужа, жену, детей, родителей, друзей…
Для нас с вами очень важно уяснить: через ближнего мы или погибаем, или спасаемся. Если мы ближнему спешим помочь в беде, утешить в скорби, накормить, поделиться одеждой, то за свою такую милость мы и сами будем помилованы на Страшном Суде, если же мы не оказываем внимания ближнему, отвергаем его, то и сами будем отвергнуты Богом. Это основа Православного учения о спасении. Чтобы его правильно понимать, необходимо читать Святое Евангелие, труды святых отцов, и просить у Бога вразумления и мудрости.
Все учение Православной Церкви направлено ко благу для нас. Прежде всего, ко благу душевному, внутреннему, к стяжанию Божией благодати. И когда в Евангелии мы читаем: вот этого не делай, а вот так поступай, это не значит, что ограничивается наша свобода. Нет, ограничиваются лишь наши больные, греховные поползновения.
Обращаясь к врачу мы хотим вылечить свои телесные болезни. Но ведь и душа человеческая больна, она нуждается в еще большем попечении, чем тело. Лечебницей для души на земле служит Церковь Христова. Если человек это поймет, придет в Церковь, то он получит исцеление, здравие души, которое заключается в стяжании благодати Божией, в обретении христианских добродетелей, каковы есть любовь, смирение, терпение…
Все мы в большой степени зависим от внешних обстоятельств. Что-то случилось на работе, сосед сказал нам плохое слово, что-то еще произошло, и мы уже начинаем переживать. Мы внутренний мир обмениваем на внешние, преходящие события. Это глубочайшая ошибка. Многие святые отцы говорят, что в будущей жизни — в вечности — внутреннее будет как внешнее, а внешнее — как внутреннее. То есть когда мы перейдем в тот мир, наше внутренне устроение будет видимо всеми. Как сейчас мы видим друг друга: лицо, походку, манеры — так и там для всех наша душа будет обнажена. При переходе в мир иной внутренний мир откроется для нас, как сейчас открыт внешний, и он будет нам также понятен.
Именно сейчас время заботы о внутреннем устроении, из которого исходят все наши мысли, слова, дела и, в общем, вся наша жизнь. И эта забота о душе совершается через ближнего, как учит нас сегодня Святое Евангелие.
Вспомним, что для Святого равноапостольного князя Владимира при избрании веры определяющим моментом стала картина Страшного Суда. Ему предстали православный монах, католик, мусульманин и иудей, исповедующие каждый свою религию. Однако князь Владимир очень проникся именно повествованием православного монаха о Страшном Суде и принял Православие.
Сегодня всем нам необходимо осознавать, что Православие — наша родная вера, и мы должны вернуться к нашим духовным ценностям и традициям. Я желаю всем Вам, чтобы это возвращение произошло и мы стали настоящими православными христианами, единым православным народом. Храни вас Господь!