ПРОПОВЕДЬ ЕПИСКОПА УВАРОВСКОГО И КИРСАНОВСКОГО ИГНАТИЯ НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ в Христорождественском кафедральном соборе г. Уварово.

DSC01046Возлюбленные о Господе дорогие братья и сестры! Сегодня православный мир отмечает  день воскресный, Неделю Крестопоклонную и великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

За Литургией мы слушали тропарь праздника, который звучит так: «Днесь спасения нашего главизна,  и еже от века таинства явление,  Сын Божий Сын Девы бывает,  и Гавриил благодать благовествует,  тем же и мы с ним Богородице возопиим:  радуйся, Благодатная,  Господь с Тобою». Уже первые слова тропаря возвещают  нам о том, что день Благовещения является началом нашего спасения.Чтобы понять, что такое спасение, нужно сначала уяснить, в чем заключается наша с вами погибель. Святые отцы говорят, что погибель человеческого рода, идущая еще от первых людей   Адама и Евы, состоит в прекращении общения с Богом и вступление в общение с дьяволом. Через это преступление ниспадшие люди получили такое пагубное состояние, что дьявол может беседовать с нашей душой так, как мы обычно беседуем друг с другом. Дьявол, беседуя тайно с нашей душою,  может влагать нам помыслы, мечтания, образы, при этом соблазняя душу и  направляя ее ко греху. От такого дьявольского влияния человеческая душа начинает греховно думать, говорить, а потом и делать, отсюда: убийства, прелюбодеяния и другие грехи, которые были от начала человеческого рода.

Господь пришел на землю, чтобы спасти нас от греха, приняв человеческую природу от Пресвятой Девы Марии. Сверхъестественным образом произошло зачатие, а впоследствии и рождение Сына Божия.

Без Христа мы не могли приблизиться к Богу, не имели сил и возможностей, находясь полностью в дьявольских сетях. Господь пришел на землю, чтобы возвратить утерянное  общение человека с Богом, которое имели в раю первые люди Адам и Ева, и, которое они разорвали, вступив в общение с дьяволом и потеряв тем самым благодать.

Через Христа, который стал человеком и в то же время остался Богом,  любая человеческая душа может восстановить общение с Творцом и разорвать сети дьявольские. Поэтому и в тропаре Благовещения мы слышим слова «днесь спасения нашего главизна», возвещающие нам начало того великого дела Боговоплощения, которое было предрешено на совете Божием и претворилось, когда явился на нашу землю Спаситель мира Господь Иисус Христос.

Архангел Гавриил  явился Деве Марии, чтобы возвестить Ей благую весть о Рождестве Сына Божия: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами,… ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус».

И что же ответила Божия Матерь? Она проявила величайшее смирение перед волей Божией и ответила: «Се, Раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему». Это было начало нашего спасения. Что было бы, если бы Божия Матерь отказалась? Как  мы с вами зачастую отказываемся: трудно нам прийти в храм Божий, трудно помочь ближнему, трудно уступить мужу или жене, — отказываясь таким образом, мы нарушаем волю Божию о нас и лишаем себя Его благодати и помощи. Здесь же  стоял вопрос о спасении или погибели всего человечества. Дева Мария не отказала в том великом служении, которое Ей было предназначено Самим Богом. Нам с вами, по Ее примеру, нужно понимать, в чем наше спасение  и стараться смиряться перед волей Божией, которая указана нам во Святом Евангелии.

Давайте подумаем, кто из нас читал хотя бы на прошлой неделе Святое Евангелие? Наверное, немногие из здесь стоящих, не говоря уже о тех, кто не ходит в храм совсем. Почему нам трудно это дается? А потому, что мы находимся в тайном общении  с дьяволом, мы принимаем его помыслы, его образы, впечатления, услаждаемся ими, и наша греховная, падшая человеческая природа когда берет в руки Святое Евангелие — чистое, спасительное  Слово Божие, с трудом воспринимает, что там написано, потому что в душе совсем другое. Но, как говорят святые отцы, необходимо заставлять себя узнавать волю Божию: читать Евангелие и молиться.

Бог не создавал  зла. Однако человеку предоставлена свобода выбора: добро или зло. Чаще выбор падает на второе. Из-за этого множество людей, не зная Бога, погибают. Хотя Господь и даровал нам разрешение от внутреннего пленения дьявольского, однако и нам самим следует потрудиться, чтобы избавиться от живущего в нас греха — спасение нам нужно усвоить. Оно заложено в Церкви:  тот человек, который старается жить по заповедям Божиим, понимает, в чем заключается спасение. Такой человек старается исповедоваться, причащаться, читать Слово Божие и молиться, дабы принять благодать Святого Духа. Противящийся  же Закону Божию не хочет расставаться со своим сластолюбием, славолюбием, сребролюбием и  другими греховными пристрастиями, находясь во власти дьявола.  Когда душа такого человека исторгается по воле Божией в свое время от бренного тела, то она попадает во власть тех, кому она служила в земной жизни.

Помимо праздника Благовещения сегодня мы отмечаем еще Неделю Крестопоклонную. Перед нами поставляется Животворящий Крест Господень для того, чтобы понимать, что у каждого из нас  должен быть свой Крест, чтобы через Него получить то воскресение, которое принес на землю Христос.

Каждая душа, будучи еще здесь, на земле, может ощутить духовную свободу и воскресение —   воскресение от страстей и греховных наклонностей, которые мучают человеческую душу. Поэтому Церковь во время Великого поста положила, чтобы в середине этого подвига, который каждому из нас необходим,   выносился Крест Господень и укреплял нас в духовной борьбе, которую каждый из нас ведет в своем сердце.

Дай Бог, чтобы мы мужественно стояли на этом поприще духовной брани, не предавали Христа и своего христианского призвания, а Господь всегда поможет нам и укрепит. Если сделаем первый шаг, то Господь непременно протянет нам свою руку. Нам только нужно начать пусть малое, но движение к Богу. Может быть, мы не успеем всего в жизни, может быть, что-то не получится, однако за стремление, благое намерение следовать за Христом Господь восполнит все Своею благодатью. Аминь.